ru EN

Саунд-дизайн

Sound design

Звуковой дизайн – это система разработки звуковых решений, которые применяются в разных сферах, с помощью специальных методов производства аудио. Этим активно пользуются в киноиндустрии, на ТВ, создатели компьютерных игр, театры и другие области искусства. Как правило, звуковые дизайнеры занимаются созданием и изменением мелодий и эффектов, которые уже были записаны, однако они могут создавать и композиции с нуля на синтезаторах. В этом материале мы подробнее разберемся в нюансах этой профессии и рассмотрим, что нужно, чтобы стать специалистом в этой области.

Чем занимается саунд-дизайнер

Большинство звукорежиссеров работают не по найму и могут оказывать услуги сразу в нескольких компаниях. Режиссеры, продюсеры и заведения всегда ищут лучших саунд-дизайнеров.

Процесс звукового дизайна состоит из трех основных этапов:

  1. Живая запись и дизайн. На этом начальном этапе звукорежиссеры могут записывать звуки, пользоваться звуковыми библиотеками или создавать оригинальный саунд.
  2. Сведение, редактирование и реализация. Затем специалисты редактируют и синхронизируют свои звуки с видео. Они занимаются нарезкой и микшированием, чтобы сделать их более эффективными, а затем используют звуковые движки для их реализации.
  3. Микс звуковых эффектов. На этом этапе добавляются звуковые эффекты к основным звуковым миксам.

История

Звук начали использовать, чтобы вызывать эмоциональный отклик у зрителей еще в глубокой древности. Он отражает настроение произведения, подчеркивает определенные действия в театральных постановках и многое другое. Использование музыки и звуковых эффектов продолжилось и в средневековых пьесах. Затем их начали применять в театрах по всему миру, создавая нужное настроение с помощью живых инструментов за сценой. Кроме того, творцы стали специально писать слова актерам, учитывая, что они будут сопровождаться музыкальными эффектами, которые будут работать в указанные временные промежутки.

Уже в начале XX века итальянец Луиджи Руссоло изобрел специальный технический прибор, который добавлял футуристических настроений в тогдашние пьесы и музыкальные концерты. Его изобретение позволяло имитировать различные звуки природы и промышленности, такие как поезда или свист бомб. Позже наработки композитора начали активно использовать уже в традиционных театрах, создавая для своих творений правдоподобное звуковое сопровождение.

Звукозапись

Пожалуй, первый записанный звук был использован на театральной сцене с помощью фонографа. Это была запись крика ребенка, прозвучавшая в 1890 году в Лондоне. Через 16 лет записи снова были использованы в пьесе «Неро» все в том же Лондоне.

При этом в те времена термин «звуковой дизайн» еще никто не использовал, а первых специалистов, делавших шаги в этом направлении, именовали «мастерами спецэффектов». Они создавали и исполняли саунд-дизайн за кулисами, при этом пользуясь технологическими новинками тех лет, такими как граммофоны, различными механическими и электрическими приборами. В то же время они уделяли пристальное внимание строению этих абстрактных или реалистичных эффектов и их выполнению.

В прошлом столетии записанные звуки стали резко вытеснять живые звуковые эффекты, хотя часто найти новые интересные решения им на замену было довольно трудно.

Появление цифровых технологий

На рубеже 80-х-90-х годов с развитием технологий MIDI и появлением «цифры» звуковая индустрия начала кардинально меняться. Для работы над звуком начали использовать цифровые аудиостанции (DAW) и новые алгоритмы для обработки звуков, что позволило начать работать над более сложными решениями и эффектами.

Помимо этого, значительно вырос и интерес к звуку в кино, что позволило усовершенствовать цифровые инструменты и сделать их более доступными для людей, которые не имеют навыков программирования.

Также развитие интерактивных приложений позволило появиться новым методам производства «динамического звука», который можно регулировать при выполнении программы. Это расширило возможности создания звуков, так, например, звуковые дизайнеры смогли правдоподобно имитировать шаги, чтобы они соответствовали происходящему на экране.

С развитием интернета звуковой дизайн получил еще больше возможностей, поскольку получать исходники для эффектов стало проще и дешевле. Сегодня дизайнер может изучить и скачать лучшие звуки онлайн, избегая траты времени и денег на поиски неизвестного. Кроме того, интернет дал возможность звукорежиссерам получить большую свободу. Теперь они могут работать в домашней студии, с помощью компьютера, а не платить за аренду или покупать дорогое оборудование, или место в студии, чтобы редактировать и сводить треки.

Где применяется саунд-дизайн

Звуковой дизайн применяется в самых разных сферах. Рассмотрим самые популярные и востребованные из них.

Кино

В кинопроизводстве саунд-дизайнер является одним из членов съемочной команды, который работает над всей звуковой дорожкой фильма или только над определенной ее частью.

Первый способ, которым дизайнеры улучшают фильмы, — это создать ощущение внеэкранного пространства. Визуальные эффекты в кино показывают зрителям то, что вы хотите, чтобы они видели, но звук может дать зрителям лучшее представление о том, что происходит за пределами экрана. Это добавляет наполненности миру кинопроизведения.

Это ощущение полного мира и богатого пейзажа трудно сопоставить с визуальными эффектами. На самом деле только через звук можно создать закадровое пространство. Звуковой дизайн и акустическая система помогут создать ощущение полноты пейзажа, особенно если фильм демонстрируется в кинотеатре.

Второй прием, который применяют в фильмах, – использование техники звукового моста. Аудиомост — это своего рода переход, который берет звук из следующей сцены в последовательности и использует его в предыдущей. Итак, вы слышите следующую сцену раньше, чем ее видите.

Третий способ улучшить проект — это музыка. Музыка — самый эффективный способ заставить аудиторию почувствовать, потянуть за струны ее сердца, поднять напряжение или задать тон. Часто музыка не обязательно должна быть сложной и замысловатой, чтобы быть эффективной.

Кроме того, звуковой дизайн и сведение могут передать эмоции в вашем фильме. Если вы думаете, что определенная сцена не работает так, как нужно, и, возможно, чего-то не хватает, то, скорее всего, это именно звука или музыки. Важно помнить, что величайшая функция этого искусства — заставить аудиторию почувствовать.

Еще с помощью звука дизайнеры указывают на местоположение. Как уже говорилось в связи с идеей внеэкранного пространства, звук в фильме может быть очень заземляющим и помогающим определить местоположение определенной сцены. Фон и атмосферный шум говорят зрителям, где происходит действие. Хотя эти звуки обычно тихие, они важны для сцены, потому что они обращаются к аудитории на подсознательном уровне. Без них сцена будет казаться зрителям неестественной.

Если сцена происходит на оживленной улице, фоновый шум должен быть таким же, как и на оживленной улице. Должны быть звуки разговоров людей, автомобильные гудки и легкие звуки работы двигателей. Если сцена находится в лесу, фоновым шумом будет дующий ветер, шелест листьев и множество звуков животных. В нем будет все, что расскажет аудитории о том, где происходит действие.

Театры

Звуковой дизайн, в качестве отдельной области, считается одной из наиболее молодых технологий в театральном искусстве, за исключением применения проекций и мультимедийных дисплеев, несмотря на то, что некоторые методы звукорежиссуры использовались чуть ли ни с самого появления театральных выступлений.

Тем не менее, благодаря современным аудиотехнологиям театральные звукорежиссеры смогли делать более сложные работы, при этом они стали дешевле, а использовать их во время живых выступлений стало проще. Стоит отметить, что кино и телеиндустрия оказали больше влияние на современную драматургию, что привело к тому, что сцены в пьесах стали часто делать короче. Однако воплотить это с помощью одних только декораций не всегда получается, зато можно эффективно воспользоваться звуком.

Звуковой дизайн получил огромное развитие в кино, задав высокую планку, после чего успешно распространился на театральную сцену.

Мюзиклы

Часто в работе над мюзиклами главной задачей звукорежиссера является работа над усилением звука, чтобы он удовлетворял все нужды проекта. Если звук уже установлен на сцене, то мастер должен произвести его настройку, чтобы он идеально выполнял определенные задачи в разные моменты выступления. Во время такой настройки используют определенные методы, такие как:

  • эквалайзеры;
  • регулировка громкости;
  • установка динамиков и микрофонов в нужных местах;
  • работа с дополнительным оборудованием, при необходимости.

Кроме того, дизайнер может определять, где будут устанавливать микрофоны для труппы и музыкантов, согласовав это с руководством проекта.

Также звуковой специалист должен быть на 100% уверенным, что во время мюзикла зрители смогут услышать и понять все, что происходит на сцене, несмотря на ее размер и количество оборудования.

Также следует убедиться, что актеры тоже будут слышать все, что нужно во время работы.

Часто основной задачей звукового дизайна во время мюзиклов является поддержание достойного уровня звукоусиления, однако, стоит помнить, что большинство мюзиклов также нуждаются и в звуковых партитурах.

Пьесы

При работе с пьесами дизайнер сосредотачивается на выборе саундтреков и различных звуков, предварительно проведя изучение сюжета. Кроме того, нужно установить и настроить звуковую систему. При этом необходимо тесно сотрудничать с режиссером постановки для определения эмоциональной составляющей пьесы, которую должны прочувствовать зрители. На основе совместной работы с постановщиком и композитором дизайнер должен решить, какие звуки будут воспроизводиться для этих целей.

Нередко бывает, что звукорежиссера нанимают для того, чтобы он написал музыку. Также он может работать вместе с режиссером, чтобы выявить определенные моменты в пьесе, в которых нужно акцентировать некоторые моменты с помощью звукового сопровождения.

В некоторых представлениях музыка может использоваться только при изменении сцен, однако в других могут применять полноценные звуковые эффекты. В то же время различные акценты могут расставляться с помощью звука и где-то посередине всего этого.

Те звукорежиссеры, которые имеют и композиторский опыт, часто сами пишут музыкальные партии для пьес и делают дизайн звуков. Большая часть этой работы во время спектаклей также нуждается в значительном звукоусилении.

Музыка

Большинство музыкальных жанров в наше время, таких как рок, эмбиент, электронная музыка и прочих, отводят значительную роль для звукового дизайнера и продюсера, которые оттачивают звуковой ландшафт всей записи. При этом основной задачей является получение наилучшего результата от музыкантов проекта и принятие различных технических решений, в которые входит настройка тембров инструментов и аранжировка.

Также продюсеры, которые занимаются электронной музыкой, часто обращаются к звуковым дизайнерам за помощью при создании определенной атмосферы треков и добавления эффектов, так как они, как правило, имеют лучшее представление о синтезаторах и композиции в этом жанре, чем другие.

Мода

Во время модных показов художественные руководители часто тесно взаимодействуют со звукорежиссерами, чтобы музыка соответствовала выбранной теме мероприятия, стилю коллекции и прочему.

Приложения

компьютеров и видеоиграх. При этом они должны соответствовать определенным требованиям, например, не загружать память и процессор, использоваться многократно, быть интерактивными и прочее. Отметим, что во время работы приложений, основные ресурсы сосредоточены на графике, поэтому звук и голос должны быть хорошо оптимизированы и сжаты, чтобы не мешать этим процессам.

Компьютер во время работы со звуками должен использовать специальные системы, которые могут воспроизводить интерактивные звуки. Для этого дизайнеру следует работать со специальным программным обеспечением, которое может изменять звуки или обрабатывать данные, введенные пользователем во время взаимодействия с приложением. Часто, когда речь идет об интерактивной разработке приложений, дизайнер должен сотрудничать со звуковыми программистами.

Основные элементы саунд-дизайна

В производстве обычно используются следующие несколько элементов звукового дизайна.

Фоли

Часто при производстве можно забыть добавить важные вещи, такие как звуковые эффекты. К счастью, искусство фоли позволяет улучшить качество звука. Фоли — это воспроизведение повседневных звуковых эффектов, которые добавляются к фильмам и видео при постпродакшене, чтобы помочь создать атмосферу.

Окружающий шум

Еще одна важная часть звукового дизайна — это окружающий шум (эмбиенс). Это, пожалуй, самый незаметный, но очень важный элемент, если все сделано правильно. Окружающий шум действует как колыбель для всех остальных звуков звукового ландшафта. Без него остальная часть саунд-дизайна была бы необоснованной и немотивированной.

Музыка и партитура

Музыка — еще один важный компонент звукового дизайна. Не для каждого проекта требуется тщательно продуманная партитура, но история киномузыки показала, что она обладает мощными способностями вызывать у зрителей чувства.

Подумайте о ваших любимых моментах в фильме. Часто музыка нарастает в определенных местах сюжета. И это настолько впечатляет именно благодаря музыке.

Звуковые эффекты

Это звуки, созданные потому, что их не существует в реальном мире. Пример: инопланетное вторжение.

Закадровый голос

Это голос рассказчика, который является либо персонажем, либо невидимым автором, ведущим историю вперед.

Миксы

И наконец, возможно, самый важный компонент — это микс. Звуковое оформление и микширование важны, потому что они включают все элементы, описанные выше, и гарантируют, что все они работают вместе.

Микширование обеспечивает правильность всех уровней в дизайне. Микшер следит за тем, чтобы музыка не была настолько громкой и не заглушала диалог, и чтобы фоновый шум не был слишком низким, чтобы его невозможно было услышать.

Необходимое оснащение

Важным компонентом любого хорошего звукового дизайна является оборудование — микрофоны и записывающие устройства. Во-первых, это всенаправленные микрофоны. Эти микрофоны улавливают звуки во всех направлениях. Их форма улавливания, в которой микрофон принимает звуки, представляет собой круг, благодаря которому они становятся более четкими.

Во-вторых, есть кардиоидные микрофоны. Эти микрофоны улавливают звуки только спереди и по бокам микрофона. Они имеют широкую диаграмму направленности в форме сердца.

И, наконец, есть однонаправленные микрофоны, также обычно называемые «микрофонами-дробовиками». Эти микрофоны улавливают звуки только там, куда направлен корпус микрофона.

Кроме того, звукорежиссер должен иметь специальные программы, такие как Amped Studio, Pro Tools, Logic, GarageBand и QLab, а также различные звуковые плагины, и уметь ими пользоваться.
Работа должна осуществляться в помещении со звуковым оборудованием – микрофонами, микшерными пультами, усилителями, компрессорами, эквалайзерами и мониторами.

Процесс производства звука

Звукорежиссер — жизненно важная часть любого фильма или телепродукции. Его работа начинается с пре-продакшена и продолжается до пост-продакшена.

Препродакшн

Во время подготовки к съемкам менеджер по звуковому дизайну изучает сценарий вместе с режиссером, чтобы определить приоритетные звуки и музыку. У некоторых директоров есть четкие ожидания относительно того, как их проекты будут звучать, в то время как другие более открыты для сотрудничества. Дизайнер может присутствовать на репетициях, чтобы помочь им разработать подходящий саундтрек.

Команде звукового дизайна дается бюджет, и он распределяется на следующие цели:

  • Бригада звукорежиссера;
  • Студии звукозаписи и другие съемочные площадки;
  • Лицензирование музыки;
  • Запись закадрового голоса;
  • Редактирование и сведение звука;
  • Кейтеринг.

Продакшн

Во время продакшна команда звукового дизайна отвечает за:

  • Настройку оборудования для воспроизведения звука;
  • При необходимости обучение оператора деки.

Постпродакшн

Во время постпродакшна команда звукорежиссеров дорабатывает звук и обеспечивает его наилучшее звучание. Для этого применяется:

  • Работа с аудиофайлами, соответствующими визуальным эффектам;
  • Размещение диалогов и музыки на шкале времени программного обеспечения для редактирования видео;
  • Проектирование аудио;
  • Добавление диалогов, музыки и голоса за кадром к звуковому оформлению;
  • Обеспечение правильной синхронизации звука с визуальными эффектами.

Как стать саунд-дизайнером

Сочетание образования и обучения на рабочем месте помогает звукорежиссерам добиться успеха. Рассмотрим их подробнее:

  1. Формальное институциональное обучение. Звукорежиссерам не нужно учиться. Однако формальное обучение в театральной или киношколе может быть полезным. Школы часто имеют прочные отношения с организациями, в которых работают звукорежиссеры, поэтому они могут помочь студентам установить ценные профессиональные контакты.
  2. Стажировка, обучение на рабочем месте и учеба на работе. Стажировки, обучение без отрыва от производства и программы производственного обучения в небольших театральных и кинокомпаниях дают начинающим звукорежиссерам практический опыт.
  3. Развивайте свое видение. Развитие вашего видения и знание того, чего вы хотите достичь, поможет вам добиться своих целей.

После завершения обучения и подготовки используйте следующие стратегии, чтобы начать свою карьеру:

  • Присоединяйтесь к онлайн-сообществам звукового дизайна;
  • Спросите членов семьи и друзей, знают ли они кого-нибудь, кому нужна работа над звуковым дизайном;
  • Создайте звуковую библиотеку, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов;
  • Слушайте разнообразные музыкальные записи, звуковое оформление и музыку к фильмам;
  • Выполняйте небольшие проекты, чтобы составить свое резюме;
  • Работайте фрилансером над различными проектами, чтобы разнообразить свои навыки;
  • Будьте терпеливы и поймите, что реализация проектов вашей мечты требует времени и опыта.

Заключение

Как видим, работа звукового дизайнера очень важна и востребованна в наши дни. Люди в этой сфере работают сразу в нескольких областях, таких как кино, музыка, театры, игровая индустрия и прочих. При этом специалисты в этой профессии должны обладать определенными навыками, разбираться в производстве музыки и иметь соответствующее оборудование. Стать настоящим саунд-дизайнером не так просто, но если следовать четкому плану, можно добиться успеха и выйти на востребованный и постоянно развивающийся рынок.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно