ru EN

Аудиоредакторы

audio-editor-amped-studio

Начинающие и независимые артисты, музыканты, композиторы записывают материал дома. Они подключают гитары и микрофоны к аудиоинтерфейсам, а затем превращают свою музыку в цифровой сигнал. Звукорежиссеры и инженеры звукозаписи делают то же самое на профессиональных студиях. Записанные аудиодорожки никогда не бывают идеальными. За этапом записи обязательно следует этап редактирования. И здесь на помощь приходят аудиоредакторы.
Этим специализированным софтом пользуются также аранжировщики, продюсеры, битмейкеры. Видеоблогерам и создателям подкастов тоже нужно обрабатывать свой материал. Они подкладывают фоновую музыку, вырезают длинные паузы в речи, удаляют шумы. Любой человек, который хочет смонтировать, например, видеопоздравление с днем рождения, тоже должен воспользоваться одним из видео- или аудиоредакторов.
Все эти программы различаются интерфейсами, организацией рабочего пространства, степенью удобства и функционалом. Некоторые подходят только для аудиомонтажа, другие представляют собой мощные платформы с огромным инструментарием. Стандартная DAW (цифровая рабочая станция) является не только звуковым редактором, но и микшером с пакетом обработок, а также инструментом для звукозаписи, аранжировки и продюсирования. Что умеет типичный софт для редактирования?

  1. Резать и клеить. Аудиоблоки (clips, items) обычно нарезают, чтобы выровнять их по ритму. Обратный процесс – склейка.
  2. Выравнивать громкость. Чтобы «помочь» компрессору, звукорежиссеры предварительно поджимают пики вручную, средствами аудиоредактора.
  3. Удалять тишину и ненужные звуки. Часто в паузы попадают шорохи, стуки, лишняя речь. Все это легко стирается.
  4. Делать плавное затухание (fade-out), нарастание (fade-in), аккуратную склейку (crossfade).
  5. Давить шум. Как правило, для этого нужен специальный плагин, но многие звуковые редакторы имеют на борту свои собственные VST.
  6. Корректировать высоту нот вокальных партий. Этим тоже обычно занимаются специальные плагины (например, Auto-Tune), но некоторые секвенсоры справляются сами.
  7. Собирать дубли в пакеты и помогать их компилировать. Некоторые аудиоредакторы могут записывать все дубли (takes) в один клип (item), а пользователь затем составляет из них приемлемую партию.
  8. Устранять щелчки, смягчать взрывные звуки, убирать треск, шум, гул. Для этого, скорее всего, также понадобится отдельный плагин.
  9. Ускорять (сжимать) или замедлять (растягивать) части дорожек. Для онлайн аудиоредакторов и секвенсоров с лайв-режимом особенно полезна функция автоматической подстройки лупа под темп проекта.
  10. Работать с MIDI. Кому-то важнее и проще управлять нотами-блоками на MIDI-сетке, чем резать волны на дорожках сессии. Даже бесплатные аудиоредакторы справляются с перемещением, растягиванием нот и квантизацией (автоматическим выравниванием по ритму). Многие также имеют параметры Velocity и Expression.

Существует большое количество программ для редактирования аудио. Какие-то из них бесплатные, какие-то очень дорогие, какие-то устанавливаются на компьютер, какие-то работают онлайн. Чтобы понять, чем они различаются, не помешает разобрать и сравнить несколько штук.

Amped Studio

Amped Studio Audio editor

Это онлайн аудиоредактор. С его помощью можно заниматься монтажом аудио прямо в интернет-браузере. Никакого программного обеспечения не требуется. Включаете любой девайс с доступом в интернет и работаете. Подойдет и «Макбук», и ПК на Windows, и смартфон, и планшет. Это удобно, если вы оказались вдали от своего компьютера.
В аудиоредакторе Amped Studio при создании музыки можно перетаскивать файлы на рабочее поле из библиотеки (она находится справа). Лупы сразу подстраиваются под темп проекта, это избавляет музыканта от лишних хлопот с монтажом и стретчингом. Также здесь можно записывать звук с внешнего источника: микрофона, гитары или MIDI-клавиатуры. Неровно сыгранную фразу нужно отредактировать. И онлайн аудиоредактор Amped Studio предоставляет для этого все функции.

  • Подвинуть записанный кусок под сетку ритма, чтобы инструменты играли согласованно.
  • Обрезать его, убрать лишнюю часть, тишину, ненужную концовку или начало (для этого просто беретесь за край клипа и тянете).
  • Продублировать один или несколько лупов, чтобы они повторялись (просто выделяете их и перетаскиваете, зажав option).
  • Порезать запись на куски с помощью ножниц и выстроить их в нужном ритме и темпе.

Редактирование MIDI у этого аудиоредактора осуществляется в области Piano Roll, но здесь все устроено несколько иначе, чем в обычных секвенсорах. Content Editor включает в себя Note Editor и Audio Editor. Именно в них ведется работа с MIDI и аудио. То есть привычный редактор как бы разбит на два блока.
Если щелкнуть правой кнопкой мыши по вокальному клипу и выбрать в контекстном меню Detect Hum, прямо на волне отобразятся ноты, по которым движется мелодия вокала. Двойной щелчок откроет клип непосредственно в поле аудиоредактора Audio Editor. Здесь ноты можно поправить и положить на любой виртуальный инструмент. Для этого нужно всего лишь добавить в цепочку какой-нибудь синтезатор и перейти на вкладку Note Editor. Здесь можно изменить партию и сделать квантизацию, чтобы фраза четко попадала в ритм.
Для устранения резонансов и неприятных призвуков предназначен эквалайзер. Он доступен даже в бесплатной версии, как и весь функционал, описанный выше. Так что Amped Studio – это полноценный бесплатный аудиоредактор достойного уровня.

TwistedWave Online

Audio editor TwistedWave Online

По сути, это тоже браузерный редактор аудио, но его сложно назвать даже упрощенным вариантом Amped Studio. Во-первых, он однодорожечный. Во-вторых, здесь настолько ограниченный функционал, что становится непонятно, для чего вообще этот сайт может пригодиться.
Инструменты этого онлайн аудиоредактора можно пересчитать по пальцам. Он умеет резать и делать нормализацию, предоставляет эквалайзер и что-то вроде прибора для шумоподавления. На панель управления вынесены кнопки затухания и нарастания, причем настраивать кривые нельзя, даже не видно, по какой огибающей затихает звук. Зато в арсенале TwistedWave много эффектов: реверберация, дилей, перегруз, деэссер, детюн и т.п. Есть реверс – далеко не самая важная функция для аудиоредактора.
Аудио записывается прямо через браузер или загружается с компьютера. Также доступен импорт файлов с GoogleDrive или SoundCloud. Бесплатно можно работать только с файлами в моно и продолжительностью не более 5 минут. Чтобы расширить возможности, нужно купить подписку.

Ocenaudio

Audio editor Ocenaudio

Простой и бесплатный аудиоредактор. Если вам нужно поправить один файл, то функционала Ocenaudio будет достаточно. Также им пользуются те, у кого нет желания и времени разбираться со сложными платформами для редактирования.
Ocenaudio – это кроссплатформенный однодорожечный звуковой редактор. Он работает и на MacOS, и на Windows, и на Linux. Воспроизводит только одну дорожку, но одновременно в очереди могут стоять несколько файлов. При этом он не сильно грузит процессор и оперативную память, может всегда быть открыт в фоновом режиме. Поддерживает файлы с длинными записями на несколько часов.
Кроме элементарной обрезки этот звуковой редактор умеет анализировать спектр и работать с плагинами. Можно снизить уровень шума, вырезать щелчки и стуки, сделать эквализацию, замедлить или ускорить аудиозапись. Все элементарные операции доступны. Интерфейс предельно понятный. И главное, что все это предоставляется абсолютно бесплатно. Хотя разработчики предлагают сделать донат в качестве благодарности.

Amadeus Pro

Audio editor Amadeus Pro

На сайте программы гордо красуется крупная надпись: «The swiss army knife of sound editing». Но с Windows этот «армейский нож» несовместим, поэтому не такой уж он и «швейцарский». Для полной универсальности аудиоредактору не хватает кроссплатформенности.
Данный софт производители предлагают использовать для реставрации звука, записанного с виниловой пластинки или магнитофонной пленки. Он устраняет шипение и треск, автоматически разбивает одну запись на несколько, позволяет сделать затухание и нарастание, выборочно обработать композиции эквалайзером и записать все это на компакт-диск или просто сохранить.
Еще аудиоредактор Amadeus умеет делать пакетную конвертацию и поддерживает кучу разных форматов: aiff, mp3, wav, ogg и т.д. Если формат работает с метаданными, программа поможет их отредактировать.
Есть версия Lite, но этот Amadeus сильно урезан: здесь нельзя работать с несколькими треками и кусками-клипами, не поддерживается VST, нет утилит для анализа и реставрации звука.

Fission

Audio editor Fission

Еще один звуковой редактор с философией «чем проще, тем лучше». Позиционируется как программа без лишних функций, которые только сбивают с толку и запутывают пользователя. При этом производители заявляют, что она совсем не портит качество, в отличие от других аудиоредакторов. Даже при работе со сжатыми форматами mp3 и aac.
Fission не поддерживает VST, не способен давить шум и эквализировать. Открывает только одну дорожку и, следовательно, для записи и редактирования мультитрека не подходит. Совместим только с MacOS.
Но со всеми стандартными операциями этот софт действительно справляется. С ним вы сможете сделать плавное нарастание или затухание, выравнять разные кусочки по громкости, нормализовать запись. В инструментарии аудиоредактора, естественно, есть ножницы и клей. Можно обрезать файл, удалив ненужные куски, вырезать что-то из середины, или объединить несколько файлов в один.
Fission удобен для создания подкастов, умеет разбивать аудио по главам. А технология Smart Split производит разделение по тишине. Есть функции пакетного конвертирования и записи метаданных.

Adobe Audition

Audio editor Adobe Audition

Данный звуковой редактор входит в пакет Adobe Creative Cloud, вместе с Photoshop, Illustrator, Premiere Pro, Acrobat и множеством других программ. Оплачивается по подписке. Для кого-то такой формат более удобен, кого-то он, наоборот, не устраивает.
Audition – это мощная платформа для аудиомонтажа и реставрации. Она дает много возможностей для чистки записей. На видное место здесь вынесены кнопки спектрального и волнового режимов. В спектральном режиме становятся заметны щелчки, низкочастотные всплески и другие артефакты. Аудиоредактор поставляется со специализированными плагинами для шумоподавления.
В Audition удобнее работать с отдельными треками. Возможно, поэтому здесь под рукой расположены кнопки переключения режимов Waveform и Multitrack. В других DAW монтаж осуществляется прямо на мультитрековом полотне. А в Audition для этого отведен целый режим. Для музыкального продакшена и сведения большого количества дорожек обычно используют другие программы. А вот Audition хорош именно как звуковой редактор.

Hindenburg Journalist

Audio editor Hindenburg Journalist
Не самая лучшая программа для редактирования музыкального материала, но она отлично подойдет для обработки записей подкастов и интервью. Само название уже говорит нам, что ПО предназначено для журналистской деятельности.
Приоритетными функциями здесь выступают выравнивание громкости и очистка от шумов. Причем в режиме реального времени. Этот аудиоредактор подходит для живой работы. Исправление дорожки осуществляется автоматически при записи. Хотя можно заниматься коррекцией и на пост-продакшене.
Самая специфическая и в то же время полезная функция – создание профиля эквализации. Звукорежиссерам хорошо известно, что в разных комнатах у голоса меняется окрас. Но можно заранее создать идеальную кривую эквализации для своего тембра или воспользоваться стандартной. Профиль автоматически активируется, и голос в любых условиях сохраняет свои краски. К сожалению, Voice Profiler имеется только в версии Pro, которая стоит в четыре раза дороже стандартного аудиоредактора Hindenburg Journalist.

Pro Tools

Audio editor Pro Tools

Позиционируется как профессиональный секвенсор экспертного уровня, хотя любая другая цифровая среда для продакшена не сильно уступает ему по функционалу. Единственное весомое преимущество, которое действительно выделяет его из всей массы DAW, – возможность подключения DSP-процессоров и другого оборудования от AVID.
Раньше Pro Tools вообще не работал без своего аппаратного обеспечения. Нельзя было просто скачать его на компьютер и использовать как звуковой редактор. Сейчас его тоже продвигают в виде программно-аппаратного комплекса, но отдельные продукты стали полностью автономными. Плюс в комплект добавили разные плагины обработки, виртуальные инструменты и семплеры.
Хоть производители и стараются продавать его как универсальное ПО для создания музыки, его возможности редактирования и микширования превосходят по удобству композиторские инструменты. Маститые звукорежиссеры всегда любили Pro Tools за его стабильность и эргономичность. А сейчас он предлагает еще и мощные инструменты для кинопроизводства. Но для этого уже нужно подписаться на версию Ultimate.

Logic Pro

Audio editor Logic Pro

Этот аудиоредактор совместим только с MacOS. Но таковы многие программы, разработанные для устройств Apple. Logic умеет все, что предлагают секвенсоры, заточенные под какие-то конкретные задачи.
К примеру, у него есть режим лайв-сетов для аранжировки в реальном времени, как у Ableton. Он позволяет программировать биты в виде паттернов, как FL Studio. И конечно, он снабжен всеми приспособлениями аудиоредактора. Flex Time выравнивает доли. Flex Pitch подтягивает ноты в вокальных партиях. Дубли, автоматизация, обработка с помощью плагинов – все это тоже предусмотрено.
Создатели Logic разработали и уникальные форматы. К примеру, Dolby Atmos. Это микширование с распределением дорожек по пространству, в результате которого получается объемное звучание. Еще одна необычная функция – Logic Remote. Можно установить на мобильное устройство бесплатное приложение и управлять программой удаленно, через «Айпад» или «Айфон».

GarageBand

Audio editor GarageBand

Бесплатный аудиоредактор для владельцев Mac. На некоторых устройствах может идти в предустановленном виде. Лучший вариант для начинающих, потому что здесь все построено в удобном, игровом формате. Любой человек разберется без инструкций. Он больше подходит для сочинения музыки, импровизации и развлечения, но функции записи и монтажа здесь тоже есть. К сожалению, владельцы компьютеров на Windows не смогут поработать с этим звуковым редактором, он устанавливается только на MacOS. Также разработана мобильная версия для IOS. Если у вас есть мобильное устройство Apple, то GarageBand можно взять с собой в дорогу.
Для профессионального продакшена GarageBand не используют. Но его проекты совместимы с Logic Pro. Так что можно закончить работу в более мощном аудиоредакторе. Инструменты для редактирования здесь стандартные. Хотя есть одна удобная особенность: миниатюра проекта отображается на сенсорном мини-экране «Макбука», что облегчает навигацию и монтаж.

Acon Digital Acoustica

Audio editor Acon Digital Acoustica

Как и Logic, поддерживает многоканальное редактирование 5.1 и 7.1. Но только в версии Premium, которая стоит в три раза дороже комплекта Standard.
Пакет Premium также включает в себя набор для чистки звука Restoration Suite. Его инструменты удаляют треск и щелчки (DeClick), артефакты клиппирования (DeClip), низкочастотный гул (DeHum), шипение и другой шум (DeNoise). Еще в аудиоредактор Acoustica включены утилиты, которые автоматически снижают фоновые шумы и вычленяют из них речь. В режиме спектрального редактирования можно кисточкой убрать лишние звуки из записи.
Особый интерес вызывает приспособление под названием «Remix» (включено и в Standard). Оно разделяет готовую композицию внутри одного аудиофайла на дорожки. Представляет собой ползунки с разными треками: Vocal, Drums, Piano, Bass. Каждый можно сделать тише или громче, можно вывести мультитрековый стем, сделать караоке-минус или оставить только один нужный инструмент.

Ableton Live

Audio editor Ableton Live

Этот звуковой редактор предназначен в первую очередь для создателей электронной музыки, выступающих живьем. Интерфейс организован так, чтобы было удобно писать и воспроизводить треки в реальном времени, стоя на сцене. Можно перетаскивать лупы в окошко с модулями, и музыкальные отрывки будут постоянно воспроизводиться.
Но в Ableton предусмотрен и многодорожечный режим. Так что для студийного продюсирования и редактирования секвенсор тоже подходит. В аудиоредакторе Ableton удобно компилировать дубли, составляя безупречную вокальную партию. Выбранные кусочки сразу собираются на одной дорожке. Таким же образом можно работать с MIDI-партиями.
Интересный режим – подстройка темпа под внешний сигнал. Обычно мы редактируем дорожку, опираясь на темп проекта. Ableton может делать наоборот: он подбирает темп, слушая, к примеру, микрофон малого барабана, а цифровые эффекты, синтезаторы, LFO, дилеи подстраиваются под этот ритм. И все сразу звучит согласованно без редактирования.

WaveLab Elements

Audio editor WaveLab Elements

Звуковой редактор от именитой компании Steinberg. Программа WaveLab Pro предназначена для мастеринга. А WaveLab Elements – ее упрощенная версия.
Эта рабочая среда помогает очистить аудио от шума и предлагает 25 обработок для мастеринга. Эффекты объединены в модуль channel strip. Так что при нажатии одной кнопки сразу слышен результат. Кроме мастеринга, создатели рекомендуют использовать WaveLab Elements как аудиоредактор подкастов и блогов. К примеру, он умеет автоматически приглушать фоновую музыку в те моменты, когда звучит голос диктора. А для видеоблогеров предусмотрена поддержка видеофайлов.
В комплекте поставляется RestoreRig, набор утилит для чистки. Здесь есть DeHummer, DeNoiser, DeEsser. А многочисленные визуальные анализаторы помогут точно детектировать шумы, щелчки, гул и треск. Стандартный инструментарий аудиоредактора здесь тоже представлен в полном объеме. Аудиоволна масштабируется до одного семпла, что делает возможной точную подгонку отрезанных участков.

Cubase

Audio editor Cubase

Еще один продукт фирмы Steinberg и, возможно, самое популярное их творение. Им пользуются и композиторы, и аранжировщики, и продюсеры. Но как микшер и звуковой редактор он особенно хорош.
Для коррекции нот вокального трека здесь предусмотрен вшитый инструмент VariAudio. Cubase может автоматически подстроить дабл-треки или бэки друг под друга. И вам не приходится двигать их самому. Еще одна интересная штука – квантизация аудио. Смысл тот же, что у квантизации в MIDI-редакторе: удары выстраиваются по сетке с нужной точностью. Они как будто превращаются в MIDI-ноты, которые можно перемещать и расставлять так, как вам необходимо. При этом используется механизм стретчинга.
В остальном аудиоредактор Cubase примерно похож на свои аналоги. Выровнять громкость по огибающей, вырезать щелчки с помощью анализатора спектра, составить партию из дублей, подвинуть мелодию по сетке – Cubase знает, как все это делать. На выбор предоставляется три комплектации: Pro (самая сложная и дорогая), Artist и Elements (самая дешевая и простая).

FL Studio

Audio editor FL Studio

Популярнейший секвенсор для битмейкинга. Используется в первую очередь для сочинения музыки, написания битов и аранжировок. Привлекает пользователей своей паттерновой архитектурой. Благодаря логике блоков и модулей создание композиций происходит легко, быстро и увлекательно.
Как автономный аудиоредактор FL Studio не используют, но определенный арсенал для монтажа здесь имеется. Иначе приходилось бы обращаться к сторонним приложениям, а это все-таки полноценная DAW со своими средствами продюсирования.
Редакторский инструментарий здесь представлен тремя отдельными орудиями. Edison предлагает все стандартные способы редактирования и записи. Newtime работает со временем: растягивает, искажает, двигает и т.д. Newtone настраивает высоту звуков, это что-то похожее на Auto-Tune или VariAudio.
В своем подходе к редактированию FL Studio тоже отличился. В любом другом звуковом редакторе монтаж дорожек осуществляется прямо в поле сессии. Здесь же Edison, Newtime и Newtone подключаются как плагины, в микшере.

Sound Forge

Audio editor Sound Forge

Описывая свою программу, компания Magix ставит на первое место ее функции редактирования. Хотя этот софт также используют для звукозаписи и мастеринга.
Помимо стандартных приспособлений для аудиомонтажа, этот аудиоредактор включает в себя пакет инструментов очистки. DeHisser удаляет белый шум, DeClicker и DeCrackler вырезают щелчки и треск, DeClipper восстанавливает пики после клиппинга. Также в комплекте поставляются утилиты от iZotope: RX и Ozone.
Большой набор анализаторов помогает усилить контроль над частотным диапазоном, динамикой, громкостью, фазовой активностью и многими другими параметрами. Цепочку обработок можно применить в виде скрипта. Также имеются готовые сценарии. К примеру, одним действием аудиоредактор Sound Forge способен включить полный алгоритм очистки записи от всех шумов.
Интересно то, что Sound Forge интегрируется в контекстное меню Windows. Не открывая программу, вы можете разделить аудиофайл на части, конвертировать его, нормализовать, разбить на главы и т.д.

Steinberg WaveLab

Audio editor Steinberg WaveLab

Это ПО предназначено в первую очередь для мастеринга. Но мощный функционал делает его также полноценным аудиоредактором. Когда мастеринг-инженер работает над альбомом и приводит все композиции к общему звучанию, ему бывают нужны и средства редактирования.
WaveLab может отдельно редактировать левый и правый каналы, а также mid и side. Предлагает большой выбор спектроанализаторов, что очень помогает при мастеринге. К аудиоредактору прилагается и внушительный пакет реставрационных плагинов. Они хорошо действуют точечно, не затрагивая остальные области.
Отдельное рабочее пространство здесь отведено пакетной обработке. Им удобно пользоваться при формировании у песен общего звучания. Можно выделить специальную папку на компьютере и назначить ее как источник файлов для общей обработки. И аудиоредактор будет применять к ним одинаковую цепочку эффектов. Также WaveLab умеет работать с метаданными, которые соответствуют стандартам iTunes.

Заключение

Как мы видим, каждая программа уникальна. Человек выбирает софт, учитывая свои потребности и задачи. При этом важную роль играет не только функционал, но и интерфейс. Организация кнопок, панелей, меню сказывается на удобстве и скорости работы пользователя.
Чтобы выбрать звуковой редактор, нужно просто попробовать несколько и почувствовать, каким пользоваться наиболее приятно и удобно. Если вам нужна только обрезка или склейка, не стоит покупать навороченную DAW. Скорее всего, будет достаточно бесплатной программы. Обратите внимание на онлайн аудиоредакторы. Если вам понравится работать, к примеру, в Amped Studio, то устанавливать громоздкое ПО с плагинами и библиотеками вообще не придется.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно