ru EN

Софт для создания музыки

Чтобы писать музыку на компьютере, желательно обзавестись хорошей звуковой картой и парой мониторов (или наушниками). Для большего удобства музыканты также пользуются MIDI-клавиатурами. И обязательно понадобится DAW софт.
DAW (Digital Audio Workstation) дословно переводится как «цифровая звуковая рабочая станция». Такие программы еще называют секвенсорами. Это специализированное программное обеспечение, которое решает огромный спектр музыкальных задач.

  • Битмейкеры с его помощью создают биты.
  • Электронные музыканты сочиняют танцевальные треки.
  • Инженеры звукозаписи записывают инструменты.
  • Аранжировщики делают аранжировки.
  • Звукорежиссеры микшируют.
  • Саунд-дизайнеры придумывают новые звуки.
  • Продюсеры контролируют весь процесс продакшена.

В рамках одной единственной рабочей станции возможен полный цикл продюсирования: от записи демки до сведения и мастеринга. Но рынок сегодня представляет огромное количество таких программ. Одни имеют уклон в какую-то из вышеперечисленных сфер, другие более универсальны.

Лучшего DAW софта не существует. Они все хорошие, но у каждого свой интерфейс и своя концепция. Выбор зависит только от пользователя: определяется тем, насколько человеку удобно работать и как быстро он может решить свои задачи. Комплекс инструментов во всех DAW тоже примерно одинаковый.

  • Рабочее пространство со множеством треков-дорожек
  • Панель управления с кнопкой записи и другими органами
  • Микшер с регуляторами громкости
  • Модули для плагинов обработки
  • Разнообразие инструментов редактирования
  • Область для создания MIDI-партий (пиано-ролл)

Это основа. Для описания всех функций только одного DAW софта люди создают целые циклы видеоуроков, пишут объемные инструкции-туториалы, проводят мастер-классы и семинары. Попробуем охватить 13 наиболее популярных программ и понять, в чем специфика каждой. Несмотря на общие принципы устройства, каждый секвенсор особенный.

Ableton Live

Этот DAW софт популярен у электронщиков. Особенно у тех, кто выступает живьем. Слово «live» в названии как раз намекает на такой формат.
Тем, кто использует для продюсирования более стандартные программы, Ableton покажется непривычным. При первом запуске мы видим не горизонтальные треки, а вертикально выстроенные модули. Такой режим хорошо подходит для лайв-сетов. Раскидываешь по секциям лупы, и они постоянно играют.
Для работы на сцене важна скорость. В этом DAW софте пространство организовано так, что все находится под рукой. Это позволяет быстро воплощать идеи. Оформление минималистичное. На виду расположена кнопка, превращающая клавиатуру ноутбука в пианино. Помогает в экстренных ситуациях.
Слева библиотека звуков. DAW собирает аудиофайлы со всех папок на компьютере и показывает в этом окошке. Любимые звуки можно помечать, и они сгруппируются в каталоге Favorites. Это тоже ускоряет создание музыки.
В настройках находится весьма полезная функция зуммирования. Регулятор увеличивает или уменьшает масштаб всех элементов сразу: кнопок, папок, дорожек. Если у ноутбука маленький экран, легко расширить его рабочее пространство или, наоборот, приблизить детали. Иногда выручает на живых выступлениях.
Но это не просто утилита для лайв-перформансов, это полноценный софт для продюсирования музыки. Он обладает всеми возможностями типовых секвенсоров.

  • Создание MIDI-дорожек с расстановкой нот
  • Создание аудиодорожек и редактирование семплов
  • Звукозапись с использованием микрофона и других источников
  • Прописывание автоматизации для разных органов управления

Остальные функции многодорожечного DAW софта здесь тоже есть. В режим дорожек переключиться просто: с помощью кнопки в правом верхнем углу.

FL Studio

Музыканты из 2000-х знают эту программу как «Фрукты», потому что раньше она называлась «FruityLoops» (отсюда и нынешнее название – «FL»).
Ассоциацию с фруктами установить легко: рабочая среда оформлена ярко, красочно, сочно. Такой дизайн вкупе с простым управлением привлекает начинающих продюсеров и молодых битмейкеров. А также тех, кто не хочет долго разбираться с функционалом.
Особенность этого DAW софта – паттерны и ячейки. Принцип работы – как у драм-машинки. В обычной DAW мы берем, к примеру, бочку и копируем много раз, распределяя по сетке так, чтобы получился ритмический рисунок. Затем малый барабан, и так по порядку. Это довольно долго. Во «Фруктах» каждому звуку отведен набор ячеек. Они уже распределены по времени: мимо сетки не промахнешься. А дальше создание музыки сводится к трем простым шагам.

  1. Расставляем удары так, как нам хочется, слушаем, экспериментируем. Просто кликаем на ячейки. Продюсирование превращается в игру, что само по себе вдохновляет.
  2. Набиваем комбинацию и переключаем паттерн. Набор инструментов остается тем же, но удары можно расставить уже по-другому. Так мы меняем бит для припева, дропа, концовки и других частей композиции. Этот DAW софт позволяет сделать сколько угодно вариантов.
  3. В окне треков комбинируем эти паттерны: дублируем, ставим друг за другом, обрезаем и т.д. Развиваем композицию по своему усмотрению. То же самое проделываем с мелодическими линиями.

Любая музыка состоит из повторяющихся кусков. Создатели FruityLoops грамотно подстроились под этот принцип. В целом это хороший софт для продюсирования музыки. Но для сведения и мастеринга он не очень удобен.

Logic Pro

Распространен среди владельцев «Макбуков», потому что поддерживает только MacOS. Неудивительно, ведь это ПО от Apple.
Пользователи говорят, что Logic будто предугадывает намерения. Он довольно «умный», учитывает алгоритмы, по которым обычно действует мьюзикмейкер, и дает подсказки.
Logic – это полновесный софт для продюсирования музыки. Но сильнее всего он заточен под редактирование и сведение. К примеру, здесь удобно работать с дублями-тейками: они все разворачиваются из единого файла. Выделяем мышкой удачный отрезок вокальной партии, и в других дублях он автоматически отключается. Проходим так по тейкам и собираем цельную красивую фразу.
Встроенный тюн позволяет подтягивать вокал по нотам прямо в дорожечном редакторе. Нажимаем на кнопку – появляются червячки-нотки, как у Antares Auto-Tune. Но никаких плагинов подключать не нужно.
Вшитый слайс-редактор помогает нарезать запись на куски и пододвинуть их под ритм. Если вокалист немного не попал в ударные, это легко исправить, и редактура не будет заметна.
Для создания музыки программа тоже подходит. Продюсеру предлагается много виртуальных инструментов. Окно запуска сразу спрашивает, чем мы собираемся заниматься: записывать бас, набиваться барабаны, придумывать мелодию или делать что-то еще. В комплекте поставляется внушительное количество высококачественных семплов и лупов. На панели каждого трека есть регулятор транспонирования. Если луп не попадает в тональность, его легко подстроить.

Steinberg Cubase

Многим пользователям его интерфейс кажется слишком запутанным. Но те, кто давно сидит на этой рабочей станции, с большой неохотой пересаживаются на другой DAW софт. Так что это дело привычки. К тому же в интернете полно инструкций, как им пользоваться. «Кубейс» – очень старая программа, и к ней можно найти много уроков. Разбираться на ощупь не придется.
Мало кто использует эту DAW для создания битов. В основном на ней микшируют. Лет десять назад слово «сведение» в нашей стране прочно ассоциировалось со словом «Кубейс». В любительской и полупрофессиональной среде он считался лучшим DAW софтом. Сейчас же у него есть много конкурентов.
Станция устроена так же, как Logic и множество других подобных DAW. Похожа даже функция выбора дублей. Так же есть встроенный тюн, он называется здесь «VariAudio». Но Cubase имеет преимущество перед Logic в том, что он кроссплатформенный. Изначально это был DAW софт для Windows, но затем появилась версия и для Mac.
Из интересных функций – автоматическая синхронизация аудиофайлов по ритму. Если бэки не попадают в основной вокал, можно задать главный файл, а остальные под него подстроятся.
DAW софт позволяет обрабатывать не только дорожки, но и отдельные куски. Причем обработка сразу отображается на форме волны. В ходе продюсирования иногда требуется скомпрессировать только небольшую часть одной партии: отрезали, повесили компрессор, сразу увидели по волне, как поджался звук.
Cubase дает возможность подключать плагины отдельно для мониторинга. На экспортированных файлах они не будут отражаться. К примеру, для себя можно обработать весь микс реверберацией или поставить утилиту, корректирующую наушники. Но на суммированный аудиофайл это не повлияет. Такая функция называется Control Room.

PreSonus Studio One

На эту программу будет несложно перейти даже консервативному фанату Cubase. Логика процессов здесь похожая. Пользователи хвалят софт за стабильность, хорошую оптимизацию, удобную маршрутизацию и грамотное расположение элементов. Все находится рядом и работает как часы. Создатели этого DAW софта предусмотрели несколько интересных режимов.

  • Паттерны. Делают продюсирование похожим на работу в FL. Но нужно покопаться, чтобы их включить. Для этого создаем дорожку, рисуем тейк и нажимаем Convert to pattern в контекстном меню. Сегмент преобразовывается в сетку с ячейками: не такую красочную, как в DAW софте FL, но для создания битов достаточно.
  • Аранжировочная линия. Тоже включает логику паттернового продюсирования. Позволяет продублировать куплет, расширить припев, двигать целые композиционные куски и т.д. Дает возможность собрать несколько вариантов песни. В «Кубейсе» такая штука тоже имеется, так что это не уникальная особенность Studio One.
  • Нотный редактор. Это не просто сетка пиано-ролла с черными и белыми клавишами, а именно нотный стан, с диезами-бемолями, длительностями, скрипичным и басовым ключами. Пригодится тем, кто владеет нотной грамотой.

Этот софт для продюсирования музыки как будто больше рассчитан на аранжировщиков. Здесь тоже можно создать несколько слоев трека: сыграть три-четыре варианта, а затем составить из них одну партию. Для этого служит и многопроектный формат. Studio One дает возможность заниматься продюсированием параллельно в нескольких проектах, открытых в разных вкладках. Это может понадобиться для создания песни с несколькими аранжировками.

Cockos Reaper

«Рипер» – это демократичность и кастом. Его функционал безграничен, а стоимость можно назвать символической. Демо-версия дает все возможности полной версии. Причем, когда заканчивается пробный период, все функции остаются доступными, просто при запуске выскакивает окно-напоминалка. DAW отличается крайне малым весом: около 100 мб.
Но главная ее особенность в том, что здесь можно кастомизировать что угодно. На первый взгляд она похожа на простой DAW софт, но если забраться глубже, можно потеряться в бесконечных настройках. Это секвенсор для звукового гика.
Пока вы не разобрались и не переделали «Рипер» на свой лад, ваше продюсирование будет очень медленным. Вы будете постоянно искать, как включается та или иная функция. Но если вникнуть до конца, можно оптимизировать процесс создания музыки по максимуму.
Здесь куча макросов и горячих клавиш. Для любой последовательности действий можно создать сценарий. Поклонники Reaper постоянно делятся самодельными скриптами. Кто-то даже добавляет собственные кнопки на панель управления. Здесь так много настроек, что в окне Preferences есть поиск: помогает быстрее найти нужную галочку.
Но для создания битов программа не очень удобна. Интерфейс не такой красивый, приятный и дружелюбный, как у других рабочих станций. Это скорее DAW софт для звукозаписи и сведения.
Встроенные плагины максимально топорные. О живых выступлениях и паттерновой структуре даже речи не идет. Хотя обычный пиано-ролл здесь имеется. При желании можно набить барабаны и на нем.

Propellerhead Reason

В 2000-х к этой DAW у музыкантов был особенный интерес. Этот софт для продюсирования музыки привлекал всех, кто засматривался на аналоговые синтезаторы и подобные приборы, но не мог себе их позволить. «Ризон» – это эмуляция продакшн-студии с аналоговым пультом, рэковой стойкой и кабелями для коммутации. В комплекте качественные приборы и инструменты.

  • Синтезаторы
  • Эффекты
  • Драм-машины
  • Арпеджиаторы
  • Семплеры

Все абсолютно эксклюзивные. Прилагаются и собственные уникальные библиотеки звуков. Виртуальные шнуры перебрасываются от прибора к прибору. Каждый аппарат можно повернуть задней стороной, там спрятаны дополнительные настройки. Все детали визуализированы.
Хотя это абсолютно самостоятельный софт для продюсирования музыки, изначально он был рассчитан на взаимодействие с другими секвенсорами. Он подключался как внешний рэковый бокс. Для этого компания Propellerhead даже разработала специальный протокол обмена данными – ReWire. Но пользоваться двумя DAW одновременно было не очень удобно.
Причем в ранних версиях «Ризона» нельзя было подключать VST-плагины. Приходилось ограничиваться только теми приборами, которые создали Propellerhead. В результате этот DAW софт стал довольно специфической средой с ограниченным кругом последователей. Около него даже образовалось своего рода комьюнити.
Сейчас политика компании изменилась. Reason принимает внешние VST, причем оформляет их на свой лад, и они предстают в форме рэковых модулей. Также компания разработала свой плагин – Reason Rack. Это комплекс инструментов и обработок в одной коробке. И никакой ReWire не нужен.

Bitwig Studio

Напоминает Ableton, и это не удивительно. Один из создателей Bitwig раньше разрабатывал Ableton. Эта станция тоже предлагает два режима: для работы с мультитреком и для живых сетов. Причем их можно совмещать.
Пока занимаемся созданием музыки, закидываем лупы в вертикальные модули, и петли постоянно воспроизводятся. Так композиция обогащается, а продюсер находится в постоянном движении. Можно идти и от обратного: играть живьем и импровизировать, а удачные комбинации копировать в аранжировочную область.
Кажется, что производители взяли за основу Ableton, но решили сделать более универсальный продукт для продюсирования. Он не заточен под что-то конкретное. Здесь удобно работать и со звукозаписью, и с сэмплами, и с живыми инструментами, и с электронной музыкой. Это софт для продюсирования музыки в широком понимании.

  • Битмейкинг
  • Аранжировка
  • Саунд-дизайн
  • Запись
  • Редактирование
  • Сведение
  • Мастеринг

Доступна работа с несколькими проектами: они переключаются по вкладкам. Можно перетаскивать из песни в песню целые дорожки. Такая возможность пригодится аранжировщикам.
Битмейкерам понравится встроенный арпеджиатор. А саунд-дизайнерам – модулятор. Эта утилита управляет любыми настройками плагинов, к которым ее подключают. Так можно модулировать любой эффект, и он будет колебаться, нарастать, затухать, двигаться по волне LFO или другой огибающей.
Работает этот DAW софт и на Mac, и на Windows, и на Linux. Поддерживает даже MPE – более гибкий формат, чем MIDI. Программисты постарались сделать ее максимально доступной.

GarageBand

Секвенсор с дружелюбным, интуитивно понятным, красочным интерфейсом. Своим ярким оформлением похож на FL. Напоминает компьютерную игру, но в то же время предлагает серьезный функционал для продюсирования. GarageBand буквально ведет пользователя, вдохновляет и увлекает. Брать какие-то уроки или изучать туториалы не придется, программа сама рассказывает, как ей пользоваться.
К тому же это совершенно бесплатный DAW софт. Но, к сожалению, он доступен только владельцам девайсов Apple. Есть версия для MacOS и приложение для IOS. Позволяет заниматься музыкой в дороге. Совместим с проектами в Logic. То есть можно сделать набросок на «Айфоне», дома продолжить работу на «Макбуке», а если нужно серьезно расширить продюсирование, можно на этом же компьютере перейти в «Лоджик».
В начале работы открывается окно, которое предлагает выбрать инструмент. Можно записать живую гитару или голос, а можно работать с виртуальными пианино, органами, ударными и т.п. Встроенные усилители позволяют подключить гитару и записать что-нибудь в стиле рок.
Для MIDI-инструментов здесь предусмотрен автоматический режим. Нажимаем одну единственную клавишу, а программа играет ритмический рисунок, раскладывая аккорд. Если включить запись, этот рисунок отобразится в виде нот на сетке пиано-ролла. И теперь их можно изменить, сотворив нечто новое. Так даже новичок сможет создать что-нибудь интересное.
Это DAW софт для начинающих. Также он хорош для гастролирующих музыкантов-композиторов. Полного функционала здесь нет, но всегда можно продолжить работу в «Лоджике».

Acoustica Mixcraft

Выглядит как любительский видеоредактор с топорным дизайном. Это совсем неизвестная DAW, да и вряд ли такой интерфейс привлечет кого-либо из творческих людей. Но внешность обманчива. Mixcraft удивляет функциональным разнообразием.

  • Создание MIDI-партий
  • Звукозапись
  • Редактирование аудио
  • Подключение VST
  • Пиано-ролл
  • Автоматизация
  • Многослойные треки

Помимо возможностей, которые есть в любом софте для продюсирования музыки, здесь представлены и необычные режимы.

  • Нотный редактор
  • Окно для лайв-сетов
  • Редактор видео

Не зря этот софт смахивает на видеоредактор начального уровня. Кроме озвучивания и нарезки роликов, его можно использовать для создания слайд-шоу из фотографий с добавлением текста. Также ту имеется гитарный тюнер на каждой дорожке и архаичная функция прожига CD-диска.
В комплекте с программой идет большая библиотека звуков, которая включает в себя семплы гитар, баса, синтезаторов, органов, пианино, барабанов и много другого. При перетаскивании в проект лупы подстраиваются под темп. С версией Pro поставляется также Celemony Melodyne и пакет Izotope.
Так что Mixcraft – это вполне серьезный DAW софт для музыки. Главные задачи продюсирования он решает: записывает звук с микрофонов, предоставляет среду для редактирования, аранжировки и сведения. Подходит и для создания битов, и даже для монтажа видеоклипов.

Motu Digital Performer

Компания Motu известна своими аудиоинтерфейсами. А вот ее DAW до сих пор остается в тени, хотя первая версия вышла еще в 1985 году. Тогда это был чуть ли не единственный достойный DAW софт под Mac. Затем «Кубейс» и «Лоджик» тоже адаптировались под Mac и обошли «Перформера». В 2013 году компания Motu сделала Digital Performer под Windows.
Это всегда была стандартная многодорожечная DAW, предназначенная для создания музыки, сведения, аранжировки и общего продюсирования. Но в «Перформере» 10 версии появился режим живых выступлений. Он активизируется через вкладку Clips. Сюда перетаскиваются файлы, и музыкант проигрывает их в реальном времени. Можно объединять их в группы, запускать одновременно, создавать цепочки.
С этой же версии DAW софт получил масштабируемый интерфейс. Складывается впечатление, что разработчики тщательно изучили Ableton и кое-что переняли.
Но у этого софта есть и свой особый стиль. К примеру, Performer критикуют из-за множества окон, которые частично дублируют друг друга.

  • Редактирование
  • Миди
  • Секвенции
  • Дорожки
  • Микшер
  • Барабаны

Как будто для каждого этапа продюсирования создана своя вкладка. В этом заключается своеобразие «Перформера». Несмотря на перегруженность, софт выглядит стильно, футуристично. Странно, что он так и не догнал другие DAW. Возможно, все еще впереди.
Программа совместима с MPE. В комплекте идет большая библиотека звуков, виртуальные синтезаторы, семплер. Но этим уже никого не удивишь.

Pro Tools

Некоторое время назад этот софт для продюсирования музыки был окружен мистическим ореолом, и многие верили, что он выдает лучший звук. Такое мнение складывалось из-за того, что им пользовались профессиональные звукорежиссеры с мировыми именами. Название «Pro Tools» было синонимом профессионализма.
Раньше Pro Tools был программно-аппаратным комплексом. Софт был привязан к железу, работал только со специальными DSP-процессорами. Они брали всю нагрузку на себя, и процессор компьютера вообще не напрягался, а задержка передачи сигнала становилась практически незаметной. При этом нельзя было просто так скачать софт и приступить к созданию музыки.
Pro Tools обособился еще и тем, что не поддерживает формат VST. Производители плагинов создают под него отдельные файлы. Если когда-нибудь устанавливали компрессоры, ревербераторы или что-то подобное, наверняка, замечали, что, кроме VST, установщик предлагает также выбрать AAX или RTAS. Это разработчики как раз позаботились о владельцах Pro Tools.
DAW поддерживает эти форматы до сегодняшнего дня. Зато давно отвязалась от железа: работает автономно с любым аудиоинтерфейсом. Да и сейчас весь софт для продюсирования музыки находится примерно на одном уровне по качеству и функционалу. Мистический туман, окружавший Pro Tools, развеялся.
Эта DAW всегда позиционировалась как среда для редактирования и сведения аудиотреков. Здесь очень удобно управлять аудиотейками. Например, есть интересная функция Strip Silence, которая удаляет с дорожек всю тишину. Это освобождает место и помогает лучше ориентироваться в проекте.

Renoise

Это не простой DAW софт, он относится к особому классу, который называется «трекеры». Если откроем готовый проект, увидим вертикальные дорожки. Курсор проигрывания движется здесь не слева направо, а сверху вниз. Ноты также прописываются сверху вниз. Каждая получает буквенно-цифровое обозначение.
Интерфейс удивит пользователя стандартного секвенсора. Но не удивит тех, кто уже сталкивался с трекерами. Такие программы используют семплы, ноты, паттерны и эффекты (например, глиссандо, вибрато). Берем звук, меняем у него высоту, накладываем эффекты, объединяем звуки в паттерны и комбинируем все это.
Для генерирования звуков здесь используются обычные VST-плагины. Также есть метаустройства, которые управляют настройками инструментов и обработок. Но создание музыки в таком софте больше похоже на программирование, чем на творчество.
О продюсировании в привычном понимании здесь не может быть и речи. Программа позволяет заниматься созданием только электронной музыки, причем довольно специфическим способом. Зато вокруг трекеров сложилась целая музыкальная культура. Хоть сейчас их и адаптируют под широкого пользователя, все равно они остаются довольно необычными. Ради интереса стоит ознакомиться: вдруг затянет в андеграундную культуру трекеров?

Заключение

Заниматься созданием музыки, микшированием, аранжировкой, битмейкингом можно в любой DAW. Но у каждой из них свои особенности.

  • FL Studio хороша для создания битов.
  • Cubase – для звукозаписи, аранжировки и сведения.
  • Pro Tools заточен под миксинг и редактирование.
  • GarageBand – под быстрое мобильное продюсирование.
  • Abletone Live хорошо подходит для выступлений на сцене.
  • Фишка Reaper – в кастомизации.
  • Reason привлекает интерфейсом, имитирующим рэки и аналоговые приборы.
  • Logic Pro предназначен для пользователей Apple.
  • Studio One, Mixcraft, Digital Performer, Bitwig Studio более нейтральны и универсальны.
  • А Renoise – это что-то совсем специфическое.

Но общие принципы схожи у всего DAW софта. Все секвенсоры предлагают примерно одинаковый набор инструментов для продюсирования. По звучанию они совсем не различаются. Качество вашего звука зависит только от звуковой карты, мониторов (или наушников), микрофонов и инструментов. А также от плагинов, которыми обрабатывается звук. Но в разных DAW одни и те же плагины будут звучать одинаково.
Каждый оценивает программу по привлекательности интерфейса, удобству навигации, функционалу, встроенным плагинам и библиотекам семплов. Чтобы выбрать для себя оптимальный вариант, нужно просто тестировать: скачать пробную версию и приступить к созданию музыки.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно