ru EN

Типы мелодии

Типы мелодии

Музыка состоит из мелодий. Стандартных нот семь, но ни один из сотен миллионов мотивов не повторяется. Как такое возможно? Все дело в особенностях и типах мелодий. Фактически – это заложенное в музыкальное произведение или трек мелодичное чувство. Каждый человек уникален, ощущает это чувство по-своему. Именно поэтому музыкальная выразительность настолько отличается.
Сочинять свои мелодии может каждый. Если не стараться никого повторить, сделать мелодию похожей, то мотив окажется уникальным. Такое творчество доступно каждому без исключения: неважно, профессионал вы или любитель.

Из чего состоит музыка

Музыка – это определенная последовательность звуков, сложенных в тона. Для воспроизведения тонов используются музыкальные инструменты, современные технические средства. Музыка состоит из двух общих характеристик: временной (ритм) и пространственной (высотность).
Каждый трек звучит по-разному. Задавались ли вы вопросом, почему так происходит?
Все дело в эмоциональном контакте, который возникает в процессе прослушивания мелодий. Ее воздействие велико. С точки зрения физики – это звуковой раздражитель. Но как же приятно раздражаться мелодичным треком.
Еще в школе нас учат, что музыка состоит из нот. И это действительно так. Создателем высотных звуков считается Гвидо Аретинский – итальянский монах, живший в XI веке. Он же придумал нотный стан и способ графического обозначения на бумаге.
На самом деле нот намного больше. Лишь в одной тональности (октаве) их 7. Это набор звуков, в котором отсутствует диссонанс. Простыми словами – в определенной группе ноты звучат мелодично, воспроизводят гармоничные звуки.

Что такое мелодия

Рассказ состоит из предложений, слов и букв. В свою очередь, песня состоит из мелодии, октав и звуков.
Мелодия – это последовательность гармоничных и благозвучно сочетающихся звуков. Самый важный элемент в музыке, ее тип. Даже когда вы голосом напеваете песню по памяти, все равно воспроизводите мелодию. Мотив, который невозможно «выбросить» из головы – это цепкая мелодическая линия, хорошо запоминающийся элемент.
Если вы думаете, что въедливые хиты возникают из неоткуда, то это вовсе не так. Подобные треки тщательно продумываются композиторами и продюсерами. Во многом благодаря мелодии – простой, звучной, хорошо запоминаемой и воспроизводимой из памяти.

Есть песня, а есть мелодия. В чем разница?

На примере трека покажем, что это разные определения. Как правило, мелодия является частью музыкальной композиции. Своего рода, стержень, на который нанизан весь песенный скелет. Так, на протяжении всей песни присутствуют ударные, вокал, бас, различные инструменты, эффекты, сэмплы. Все они звучат в унисон. Все благодаря мелодии – в которой взаимосвязаны все эти элементы.
Мелодия от простого набора тонов отличается законченностью музыкального высказывания, завершенностью мелодического оборота. Короткие музыкальные фразы складываются в более длинную. Сама по себе фраза является двухмотивным образованием, которое длится два метрических такта.
Структурно мелодия состоит из нескольких элементов:

  1. Питч (сочетание определенного набора звуков – чаще всего небольшого количества).
  2. Диапазон (расстояние между самыми низкими и высокими тонами).
  3. Контур (форма последовательности мелодических элементов: фраз, дуг).
  4. Интервалы (измеряемое в полутонах расстояние к первой ноте в определенном ключе – тонике).

От типа мелодии зависит жанр в музыке, ритм, гармоничность, динамичность, звучание, иные характеристики. Вероятно, вы слышали, когда певцы или музыканты могут воспроизвести мелодию строго в определенной тональности. Считается, что чем уже диапазон, тем он проще для воспроизведения. Однако, более широкий диапазон потенциально значительнее интереснее для слушателя – из-за нестандартной, оригинальной и сложной мелодии.

Различные типы мелодий

Музыкальных жанров много. Однако среди всех них можно выделить несколько типов мелодий. По-другому такой мотив можно назвать мелодическим движением. Специалисты определяют так называемый единый звуковой поток. Мелодическая линия имеет определенные схожие моменты: по аналогии с душевным и эмоциональным движением – подъемы и спады, перемещение между высокими и низкими звуками. Такие направления и являются мелодическим движением. Вот несколько основных.

Горизонтальное движение

Одним из наиболее ярких представителей горизонтального движения в мелодии считается Фредерик Шопен. Особенностью мелодической линии является повторяющийся звук с частой сменой аккордов. Таким образом удается разнообразить звучание, избегать постоянной монотонности. Если проанализировать мелодии, в которых присутствует горизонтальное движение, то ключевой чертой будет отсутствие резких переходов и развития. Часто такие мотивы можно встретить в народных песнях.

Волнообразная мелодия

В противовес ровному движению выделяется волнообразное сочетание звуковых и тональных скачков. Мелодия следует по определенным поступательным движениям: то вверх, то вниз. Без резких срывов. Поэтому в мотиве можно выделить такого рода звуковые волны. Благодаря такому приему музыканты добиваются спокойного и планомерного развития композиции. Очень популярное мелодичное движение, которое можно встретить в профессиональных постановках, поп-музыке, фольклоре. Среди классиков можно выделить Людвига ван Бетховена.

Восходящее движение

Для мелодий с восходящими движениями свойственно присутствие большого числа высоких звуков. Немало таких произведений у Иоганна Себастьяна Баха. При помощи такого приема композитор добивается эмоционального напряжения, подъема. Однако не каждое такое восходящее движение напрямую связано с энергией. Скорее речь идет про общее эмоциональное состояние композиции.

Нисходящее движение

В мелодиях с нисходящим движением наоборот наблюдается эмоциональная разрядка, спад присутствующего напряжения. Задача композитора, использующего такой тип мелодий вызвать у слушателя чувство равновесия и спокойствия. В особенности если речь идет про средний регистр. При работе с нижним регистром композиторы проявляют осторожность, поскольку при чрезмерном усердии можно легко добиться тяжелого и горестного (даже траурного) фона. Нередко песни с нисходящим движением используются в вокальных партиях – для простоты и удобства.

Мелодия со скачками

Мелодии со скачковым движением – это энергичные по эмоциональному фону и звучанию композиции. Чаще всего это быстрые по темпу песни и мелодичные мотивы. Скачки бывают узкими и широкими. В первом случае число инструментов относительно небольшое и однообразное. При широких скачках используются различный спектр инструментальной музыки. Достаточно ритмичных мелодий и движений в них у Петра Ильича Чайковского.

Мелодия с секвенцией

Секвенция – это повторение музыкального звена темы на различных ступенях гаммы. Такие повторения выполняются для логичного, планомерного и последовательного проигрыша композиции. В этой мелодии могут применяться и некоторые заимствования из других типов, описанных выше. Композиции с секвенциальным мелодическим движением встречаются у Людвига ван Бетховена и других композиторов.
Все мелодии вне зависимости от мелодического движения характеризуются присутствием кульминации. Это высшая точка его развития, которая характеризуется определенными признаками: увеличенная частота звучания, усиленная динамика, применение тональных переходов, волн, восходящих и нисходящих интонаций.

Лад: минор, мажор

Лад – это система взаимосвязи звуков: как устойчивых, так и не неустойчивых. Самыми распространенными ладами являются минор и мажор. По своим особенностям, строению, различным характеристикам и признакам минор серьезно отличается от мажора. Первый характеризуется более спокойным, уравновешенным звучанием. Нередко к нему прибегают, для того чтобы вызвать эмоции печали, грусти, романтическое настроение у слушателя. Мажор, наоборот, ассоциируется с веселым, радостным и жизнеутверждающим звучанием.
В различных типах мелодий лад используется для регулирования так называемых звукорядов и ступеней. Основное значение при этом уделяется первой ступени ряда, которая называется тоника. Музыканту важно понимать и разбираться в минорном и мажорном ладах, поскольку они самые распространенные в мире. Однако этими двумя ладами дело не ограничивается. Выделяются пентатоника, джазовая импровизация, церковные и многие иные лады. Они характерны и присущи определенным культурным традициям, музыкальным особенностям того либо иного региона. Могут искусственно создаваться композиторами для различных целей.

Гармония и фактура

Если воспроизвести несколько звуков на той же гитаре, совсем не факт, что у вас получится короткий мелодичный аккорд. Именно аккордовые последовательности и звуковые сочетания (а также последовательности) отвечают за то, насколько гармоничной получается мелодия. У музыкантов даже есть отдельная учебная дисциплина (Гармония), которую они изучают в консерватории.
Для стороннего слушателя музыкальная гармония – то, насколько мелодично и красиво звучит музыка. Архитектурно созвучное и соразмерное по тональности и последовательное в эмоциональном окрасе звучание. Подобное благозвучие и есть фактура. Своего рода, порядок в музыкальном царстве ладов, звуков, тонов и аккордов.

Регистры и тембры

Регистром в упрощенном виде считается музыкальный диапазон. К примеру, одним из самых выразительно звучащих в этом плане инструментов является фортепиано. В нем представлены три основных класса регистра:

  • низкий;
  • средний;
  • высокий.

В низком регистре звуки немного приглушенные. С характерной, несколько тяжелой тональностью. Сюда относятся басовые инструменты (и басовый же вокал). Со средним регистром принято ассоциировать человеческий вокал. Считается, что он удобен для большей части музыкальных произведений и свойственен многим людям (баритон). Для высокого регистра (тенор) характерна соответствующая тембровая звуковая окраска – воздушности, легкости. Лишь немногие музыкальные инструменты сочетают в себе все регистры. Поэтому фортепиано с давних времен является постоянным спутником композиторов, сочиняющих музыку.

Ритмический рисунок и темп

С ритмом связан музыкальный темп – то есть скорость звучания соотношение последовательностей определенной длительности. Именно с ритмом во многом связаны музыкальные жанры (и типы). Чем они ритмичнее и выше, тем больше склонность к таким жанрам как диско, хаус, техно. Наиболее размеренные ритмы встречаются в вальсах. Сильные акценты присутствуют в маршах. В обоих случаях ритм четкий и последовательный. В джазовых композициях наоборот ритм неявный, разнообразный. Выделяются быстрые, средние и умеренные темпы.

Штрихи

Штрихи являются вариациями звучания. Это варианты звукоизвлечения, которые свойственны музыкальным инструментам. Способом исполнения нот не счесть. В широком смысле – все, что извлекает звук и подлежит тональности (ладам), может быть сложено в мелодию. Именно поэтому музыкальных инструментов так много. По классификации штрихи делятся на струнные щипковые, струнные смычковые, духовые, фортепиано. Однако это общая классификация, в которой не представлено множество инструментов.

Динамика

Динамика в мелодии обозначает ее силу и громкость звучания. Без нее не обойтись, когда нужно передать определенный образ. Для лиричных моментов динамика не нужна. В марше, наоборот, она набирает наивысший уровень выразительности.

Рекомендации по написанию мелодий

Мелодия – неповторимое звуковое творчество человека. Художественная последовательность мелодичных ладов и тонов. Каждый по своему усмотрению может создать певучую последовательность звуков, которая станет настоящим шедевром.
Изучив основные типы мелодий, обратите внимание не несколько общих и частных советов по написанию мелодий.

  1. Постоянно обретайте новые знания и музыкальный опыт.
  2. Не останавливайтесь; постоянно сочиняйте и практикуйтесь.
  3. Не бойтесь эксперементировать.
  4. Учитывайте особенность конкретного жанра. Сотрудничайте с представителями разных жанров.
  5. Не ограничивайте себя определенным музыкальным элементом. Многие произведения максимально контрастны.
  6. Создавайте мелодии, которые исходят «от сердца». Не старайтесь никому понравиться. Даже себе.
  7. Лучше делайте и фиксируйте короткие наброски, чем большие партии.
  8. Больше импровизируйте. Из такого душевного порыва возникают осмысленные композиции.
  9. Лишь плохой композитор винит в чем-либо свои музыкальные инструменты.
  10. Важно не то, что вы используете, а то как вы это используете.
Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно