STUDIO
[linguise]

Как написать бит

Как написать бит

В наше время битмейкинг набирает популярность не только как простое увлечение, но и как вид профессиональной деятельности. И объяснение тому достаточно просто: музыкальные предпочтения аудитории становятся всё разнообразнее, процесс создания музыки всё проще и доступнее, а зарабатывать на этом теперь может практически каждый.
Если вы один из тех, кто решил для себя освоить данный вид «искусства», то эта статья для вас. После её у вас появится полное и всеобъемлющее понимание того, как написать свой собственный уникальный бит.
Многие начинающие продюсеры создают свою музыку, начиная с довольно простых и примитивных композиций. Однако с течением времени по мере приобретения опыта и более профессиональных навыков обычное увлечение может перерасти в профессию, притом достаточно интересную и прибыльную. Для новичков профессиональный бит может показаться чем-то сложным и непонятным, а данная статья признана рассказать о том, как писать биты правильно уже с самого старта.
Также мы пошагово рассмотрим пример создания собственного бита, который выглядит следующим образом.

Что нужно, чтобы написать свой бит?

Ниже мы перечислим то, что вам понадобится для написания своей музыкальной композиции. Не всё из перечисленного является обязательным, но многие вещи, включённые в это список существенно упрощают работу, и помогают быстрее приобрести соответствующие навыки.
При этом, сам процесс сегодня доступен практически каждому и на первых парах не требует особых затрат.
Итак, вам понадобится:

  1. Компьютер;
  2. Подходящее ПО;
  3. Набор семплов со звуками в соответствующем музыкальном направлении;
  4. МИДИ-контроллер;

Компьютер для написания битов

Особых требований к современным компьютерам в плане создания музыки нет. Большинство новых устройств полностью отвечают запросам используемого в этой сфере ПО. В плане мощности вполне будет достаточно следующих параметров:

  • 4 Гб ОЗУ;
  • Процессор с 4 ядрами тактовой частотой 2,4 ГГц;
  • 64-разрядная операционная система;
  • Экран с диагональю от 13 дюймов;
  • 500 Гб жёсткий диск (предпочтительно SSD).

Mac это будет или PC, решать вам, тут всё зависит от ПО, необходимо помнить, что не все DAW поддерживаться Windows и наоборот.

DAW для создания бита

DAW (digital audio workstation) – программная среда, предназначенная для создания, записи и редактирования музыки. Такие программы включают в себя необходимые для написания музыки инструменты, эффекты, а также библиотеки звуков, которые можно применять в процессе продюсирования своих треков.
ПО для новичков и ПО для профессионалов по большей мере схожи в своей основе, однако по мере роста стажа и опыта продюсера функциональная конфигурация его софта может меняться. Новичку часто достаточно только компьютера, DAW и студийных наушников либо мониторов. Профессионалы же часто используют большое количество различных аппаратных средств, интегрированных в софт, плагинов, дорогое оборудование и т. п. Также программный набор в секвенсоре (например, внешние VST-плагины) может сильно отличаться от любительского, хотя и это не всегда так.
Сегодня на рынке присутствует огромное количество секвенсоров и различного софта для создания музыки. Есть как платные, так и бесплатные. Однако мы бы хотели сконцентрировать ваше внимание на набирающих сегодня тренд онлайн-DAW. В чём их преимущество?
Дело в том, что онлайн-секвенсоры работают через браузер. Всё, что нужно для их запуска это подключение к интернету. Большинство из них либо бесплатные, либо пользование ими стоит мелочи по сравнению со стационарным ПО, стоимость которых в среднем около 500$ и больше.
При этом онлайн-секвенсоры на порядок выгоднее в использовании. Почему? Они работают на собственных облачных серверах и хранение данных происходит там же. Вам не нужно захламлять свой жёсткий диск гигабайтами лишнего ПО и рабочих файлов, эту нагрузку на себя принимают сервера самих сервисов.
В этом плане рекомендуем обратить внимание на приложение Amped Studio. Его преимущества в следующем:

  • поддержка всех стандартных функций обычного секвенсора;
  • поддержка VST-технологии (единственный из онлайн секвенсоров, который поддерживает подобное);
  • возможность групповой работы над проектом;
  • PWA-приложение, которое работает на Chromebook, что делает Amped Studio ещё более доступным.

Для новичков, которые хотят писать собственный бит, онлайн-DAW рекомендуются потому, что с них проще начинать. Не нужно выкидывать деньги на дорогостоящий софт, чтобы протестировать его. В данном случае тестирование абсолютно бесплатное.

Библиотеки семплов для создания бита

Для каждого музыкального направления характерно своё звучание тех или иных звуковых составляющих композиции. Например, бочки из рэпа не всегда подойдут для электронной музыки, гитарные партии из тяжёлого рока вряд ли заиграют в поп-аранжировке. Поэтому, для начала всегда нужно определиться с музыкальным стилем, в котором вы планируете работать.
Искать наборы подходящих звуков можно банально в интернете. Сеть буквально кишит сайтами, на которых можно, как бесплатно скачать, так и купить различные наборы готовых лупов и семплов.
В том же Amped Studio в базовой версии есть достаточное количество звуков различных музыкальных направлений. При этом, доступен премиум-тариф, после покупки которого данная библиотека значительно расширяется. Также на сайте компании есть магазин библиотек семплов в различных музыкальных стилях, которые можно подгружать в программу.

МИДИ-контроллер для создания бита

Миди-контроллер представляет собой некое аппаратное устройство, которое подключается к компьютеру (чаще в DAW-приложению) и позволяет передавать миди сигнал в виде нот (тональностей) и других звуковых параметров в секвенсор. Таким устройством может быть миди-клавиатура, драм-пад, контроллер с крутилками и фейдерами и т. п.
Наличие миди-контроллера не обязательно, можно конечно справляться и с помощью встроенных в секвенсор программных средств, но это очень неудобно и значительно тормозит процесс создания бита и музыки в целом.
Миди-контроллер значительно упрощает работу, тем более, когда вы владеете нотной грамотой или навыками игры на драм-паде. Но даже при отсутствии навыков посредством постоянной практики их можно приобрести. К тому так развивается чувство ритма и процесс не только воспроизведения идеи, но и её придумывания становится гораздо прозрачнее и осязаемее, что опять же положительно сказывается на скорости работы.

Структура бита

Основной особенность бита является то, что практически всегда существует некоторая формула его написания. Когда слушаешь со стороны, готовую аранжировку всё кажется нереально сложным. Однако, когда начинаешь разбирать её на составляющие, тем более сегодня, когда музыка значительно примитивизировалась, приятно удивляешься насколько всё просто.
Стандартный рэп-бит можно разложить на следующие элементы:

  • Ударные;
  • Перкуссия;
  • Бас;
  • Синтезаторы или инструменты;
  • Фоновые эффекты.

Разберём по порядку.

Ударные

Когда речь заходит об ударных, в первую очередь мы говорим об бочке. Она звучит громче всего остального и, самое главное, задаёт ритм песне. Остальные звуки ударных, типа хай-хеты, шейкеры, томы и т. п., играют вспомогательную роль.
На подбор правильной бочки часто тратится больше всего времени, так как она представляет собой «сердце» трека, это самый тонкой момент.
В наиболее популярном ритмичном рисунке (прямой равномерный бит, который применяется в EDM или поп-музыке) на каждый второй удар бочки добавляют снейр (трещотка). Она выполняет функцию своего рода «призрачно» ноты, чтобы придать разнообразия и дополнительной ритмичности.
Многие продюсеры на место снейра или вместе с ним добавляют хлопки или щелчки, что делает звук более «широким» и вариативным. Такое наслоение звуков и создаёт иллюзию сложности бита.
При этом, при таком наслоении нужно помнить о том, чтобы не получилось слишком большого количества звуков с одинаковым частотным наполнением. Они могут начать конфликтовать, что создаст эффект шума и неразборчивости микса. Например, на глубокий глухой снейр можно наложить более отрывистый и шипящий. В таком случае спектры их частот расширяться, но не будут пересекаться и вместе они будут звучать гармонично и более «полно».

Перкуссия

Перкуссия и разного рода хай-хэты выполняет в бите роль своеобразного «заполнителя» пробелов. Она придаёт партии ударных некую «изюминку», делая её завершённой и наполненной.
Перкуссия по большей части предназначена для заполнения пространства между ударами бочки. Она придаёт динамику, ритм и создаёт настроение трека.
Видов перкуссии огромное множество: закрытые хэты, шейкеры, деревянные блоки, тамбурины и мн. др. Выбор практически неограничен. Пожалуй, это самый вариативный набор инструментов из партии ударных. Применяя перкуссию, а иногда и нужно, можно дать полёт своей фантазии.

Бас

Многие продюсеры убеждены, что правильное сочетание баса и бочки, это 90% успеха трека.
Бас представляет собой аккордовую основу, то есть это своего рода базовая мелодия. При этом, многие, например, хип-хоп продюсеры треки делают на одной ноте баса с периодически вариациями, чтобы добавить разнообразия.
Если вы не понимаете как наложить бас на свой ритмический рисунок, попробуйте начать с наложения баса прямо на бочку – на каждую ноту. Дальше экспериментируйте, отодвигая ноты баса вперёд-назад на каждой ноте. Постепенно вы сможете подобрать какой-то ритм. Это самый простой способ начать.
Конфликт баса и бочки самый распространённый из частотных конфликтов в сведении музыки. Выбирая их, стоит помнить – важно чтобы их основные частоты не пресекались. Например, если у вас глухой кик, напоминающий удары сердца, то глубокий саб-бас к нему лучше не добавлять, так как он этот кик просто поглотит. К такому низкому басу лучше подойдёт барабан, напоминающий удар о коробку, с большим количеством средних частот.

Мелодия

По сути мелодия, это самая интересная часть бита, это то, чем ваша песня запомнится слушателям, так как она создаёт настроение трека.
Что вы выберите в качестве мелодического инструмента зависит исключительно от вашего вкуса. Это может быть какой-то синтезатор, партия пианино, вокальный семпл, которым можно отыграть на сэмплере в различной тональности, либо разными нарезанными частями как на драм-машине. Здесь всё ограничивается только вашей фантазией, важно только. Чтобы мелодия гармонично вписывалась в партию баса.
Что делать сначала – бас или мелодию также зависит от ваших предпочтений, в зависимости от того, на чём вы хотите сделать акцент. Многие продюсеры даже сам бит начинают писать с баса, выстраивая вокруг него всю остальную композицию, что зачастую очень актуально для хип-хопа.
В большинстве современных хип-хоп-композиций мелодия зацикливается в 4 такта с оригинальным поворотом в конце, который возвращает слушателя к началу цикла.
В рэпе, кстати, важно помнить, что мелодию лучше делать как можно проще, по той простой причине, что само это направление музыки не особо мелодично. Вокал по ходу песни не меняет тона, поэтому слишком сложная мелодия может вступить в конфликт с восприятием её со стороны, как исполнителя, так и слушателя. Что-то мелодичное допускается только на припеве, но не по ходу куплетов.

Фоновые эффекты

Использование эффектов по ходу бита позволяет сделать его более разнообразным. Постоянное вкрапление новых фоновых звуков не позволяет слушателю заскучать и каждую серию тактов делает более «свежей». Также эффекты позволяют подчеркнуть наиболее интересные места композиции.
В качестве эффектов могут использоваться тональные синтезаторные звуки, шумы, пэды и т. п. Также к уже существующим элементам трека можно применять разного рода эффекты, настраивая параметры автоматизации. Возможности в этом плане буквально безграничны.

Как написать бит на примере

Рассмотрим написание бита на примере небольшой композиции в жанре фанк. Мы разберём как написать ударные, басс, мелодию и прочие составляющие композиции.

Сведение и мастеринг бита

После создания бита необходимо привести его к общей картине, чтобы он зазвучал достаточно «живо», как настоящий коммерческий продукт.
Основными составляющими микширования являются:

  • Выставление уровней громкости, когда громкость каждого элемента бита выставляется в соответствии с его степенью значимости в миксе;
  • Эквализация – разрешение частотных конфликтов различных инструментов;
  • Панорамирование – определение места инструмента в пространстве микса (правее-левее).

Помимо это, важное место в сведении занимает применение эффектов: дилеев, хорусов, компрессоров, ревербераторов и т. п. именно благодаря их применению звук становится более естественным и «живым».
Мастеринг нужен для того, чтобы заставить бит зазвучать профессионально. В его процессе выставляется общая компрессия, громкость, баланс частот и т. п.

Советы по созданию битов

В написании бита, как и в любом другом деле, самое сложное это начать! Тут нужно исходить из принципа «глаза боятся – руки делают». Если вы застряли на этом этапе, то вот вам несколько советов, как сдвинуться с места.

Используйте семплы и готовые лупы для вдохновения

Попробуйте найти в интернете или во встроенной библиотеке Amped Studio какой-то интересный для себя семпл, поместите его на трек в каком-то ритмическом рисунке и зациклите получившийся набросок. Также, часто подсказать хорошую идею может готовая партия ударных, которую можно либо дополнить собственными звуками, либо на её основе придумать что-то новое.
Постепенно, добавляя на исходную партию собственные семплы, можно её полностью заместить и на основе чужой идеи будет создана своя собственная. Таким образом, методом проб и ошибок на пустом месте появляется основа для будущей композиции.

Слушайте любимых продюсеров

Слушайте музыку своих любимых продюсеров и обращайте внимание на то, что они делают. Пытайтесь до мелочей разобрать структуру трека. Какие ударные, инструменты, эффекты и звуковое наполнение они используют. Как располагают и балансируют отдельные инструменты в общей картине композиции.
Вслушивайтесь в детали и помечайте их на бумаге, выстраивая своего рода дорожную карту для создания будущего трека. Помечайте каждый элемент трека на бумаге, при последующем воспроизведении это очень пригодится.
Для вдохновения и практики пробуйте максимально точно повторять части аранжировок своих любимых музыкальных произведений: ударные, партии баса, мелодии, эффекты и т. п.

Старайтесь всегда заканчивать свои биты

У каждого опытного битмейкера на компьютере всегда лежит огромное множество незаконченных битов. Зачастую в процессе творческого поиска у людей просто пропадает вдохновение. Работа по несколько часов за компьютером утомляет, а к моменту возвращения к ней идея теряется, в итоге человек оставляет набросок до «лучших времён» и на этом всё и заканчивается.
Постарайтесь, по крайней мере, на начальных этапах доделывать биты до конца. Отсутствие готовых завершённых работ в портфолио зачастую угнетает, в результате запал работать дальше попросту пропадает от чувства того, что ничего не получается. Пусть это будут не самые выдающиеся работы, но они будут законченными и вам всегда будет, что предъявить в качестве результатов проделанного вами труда.

Как улучшить свои навыки в создании битов

Практикуйтесь каждый день

Всем известно правило 10 000 часов, проведя которые за каким-то делом человек становится в нём экспертом. Можно сколь угодно изучать теорию, прочитать кучу статей и пересмотреть множество видео о том, как создавать биты, но это просто даст большой пласт теоретических знаний и всё.
Лучший же и единственный способ совершенствовать себя – это создавать биты.
Старайтесь уделять этому хотя бы по полчаса в день, и вы увидите, как с каждым месяцем ваши аранжировки будут становиться всё более профессиональными.

Учитесь чему-то новому в создании битов

Старайтесь как можно чаще, а лучше каждый день, осваивать какой-то новый навык.
Посмотрите, как делаются различные приёмы в аранжировке, как расставляются инструменты, как применяются разного рода эффекты и в каких ситуациях. В интернете полно информации на эту тему. Если вы занимаетесь каким-то определённым направлением музыки, попробуйте освоить новый не характерный для себя стиль. Это расширяет кругозор и позволяет сделать ваш бит более вариативным, так и появляются новые тренды, посредством случайного экспериментирования.
Попробуйте изучить новый инструмент или эффект, возможно, он позволит получить какое-то новое более уникальное и качественное звучание.
Постепенно ваш инструментарий и пул навыков для создания битов будет расширяться, а сам процесс значительно ускорится и будет становиться всё более профессиональным.

Попробуйте себя ограничить

В современном мире музыкального продакшена возможности практически безграничны. Но это как раз таки зачастую идёт во вред. Многие продюсеры пытаясь овладеть огромным количеством навыков и инструментов, в конечном итоге на этом попросту зацикливаются и начинают теряться во всём этом изобилии. Всё хорошо в меру, поэтому иногда лучше поставить себя в некоторые рамки, которые возможно вас ограничат, но позволят значительно усовершенствовать себя в какой-то конкретной области.
Попробуйте ограничить себя каким-то одним пакетом ударных. Суть в том, что в этой ситуации набор звуков у вас будет сильно ограничен, поэтому вам придётся производить разного рода манипуляции с тем, что есть. Например, если бочка у вас широкая и звонка, а вам её нужно сделать её более глухой и концентрированной, придётся экспериментировать с компрессией и эквализацией.
Это конечно отнимет значительно больше времени, чем при простом подборе, но вы приобретёте большое количество навыков, которые в будущем позволит вам значительно экономить время в будущем.
Таким образом, ограничивая себя, вы постепенно выходите за рамки своего привычного состояния. Что можно в этом плане сделать:

  • ограничитесь одним пакетом семплов;
  • используйте только определённое количество звуков;
  • ограничьтесь использование нескольких VST-плагинов.

Изучайте теорию музыки

Кстати это именно то, чего зачастую не хватает и от чего стопорится процесс – база знаний по музыке. Понимание основ позволяет избежать творческих тупиков и многих технических сложностей в будущем. Разберитесь в методах построения ритмов, аккордах, звуковых гаммах. Изучите, как сочетать различные семплы друг с другом, как писать цепляющие мелодии.

Постройте рабочий

Суть в том, чтобы всегда иметь всё необходимое для создания битов под рукой и в максимальной оперативной доступности.
Создайте в своей DAW готовый проект с настроенной маршрутизацией и набором наиболее часто используемых VST-плагинов. Это позволит значительно ускорить работу и сконцентрироваться на творческом процессе, нежели на подготовительной рутине.

Часто задаваемые вопросы и создании битов

Сложно ли создавать биты?

Писать простейшие ритмы и использованием базовых паттернов ударных инструментов и линий баса достаточно просто. Написать незамысловатую мелодию, подобрать к ней готовый барабанный луп и сделать линию баса можно в считанные минуты. Однако на написание сложной аранжировки потребуются, навыки, опыт, талант и время.

Зачем учиться писать биты?

Всё зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. Если вы просто ищете себе очередное увлечение, то создание битов может для вас стать отличным способом занимательно занять время. Однако для многих начинающих продюсеров с течением времени по мере приобретения опыта это перерастает в профессию, которой они зарабатывают на жизнь, и зачастую довольно неплохо. При этом нужно помнить, что это процесс не быстрый, а на обучение потребуется потратить довольно много времени, как правило, не один год.

Можно ли зарабатывать деньги на создании битов?

Зарабатывать на создании битов можно следующими способами:

  • загрузка файлов на специализированные платформы, которыми пользуются независимые артисты для покупки аранжировки для своих песен;
  • прямая продажа конкретным артистам, с которыми можно работать напрямую.

Сколько в среднем времени нужно, чтобы научиться создавать биты?

Как уже ранее говорилось, чтобы стать мастером своего дела, понадобится не менее 10 000 часов практики. Простейшие партии ударных можно научится за несколько часов. Для того же, чтобы выйти на профессиональный уровень, понадобятся годы опыта.

Делают ли студии биты?

В студиях, как правило, биты не делаются, однако продюсеры, которые там работают, занимаются этим самостоятельно. Чаще студии занимаются сведением, мастерингом и звукозаписью. При этом вы как битмейкер можете работать в студии либо совместно с ними в качестве продюсера.

Чем пользуются рэперы для создания битов?

Чаще всего это обычный ноутбук или компьютер с установленной DAW и какой-то миди-контроллер к нему (миди-клавиатура, аппаратные семплеры или драм-пэды), чтобы процесс создания битов был более осязаемым.

С чего начинать при создании битов?

Первым делом, нужно подобрать подходящую для себя DAW и научитесь ей пользоваться, ознакомьтесь настройками с интерфейсом, изучите горячие клавиши, разберитесь, как подключать плагины, как обрабатывать миди и аудио и т. п. Далее подберите инструменты, эффекты, и семплерные библиотеки, которыми планируете пользоваться. Далее обучайтесь и экспериментируйте.

Можно ли создавать биты на обычном ноутбуке?

Естественно! Подавляющее большинство начинающих продюсеров, да и многие профессионалы работают только с помощью ноутбука, наушников и DAW. Для более качественного сведения, конечно лучше пользоваться мониторами, но при первичной работе можно обойтись и без них. Зачастую для создания гениального бита не нужно вообще никакое оборудование.

Какое программное обеспечение лучше всего подходит для создания собственных музыкальных ритмов?

Сегодня существует огромное множество популярных DAW, как стационарных, так и популярных в последнее время онлайн-приложений, каждая из которых хороша по своему. Apmed Studio это браузерная студия, которая единственная в своём роде поддерживает VST-технологию, поэтому с ней ваши возможности практически не ограничены.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно