Нотная грамота — как читать ноты

Нотная грамота

Музыка – универсальный язык, на котором общаются все люди мира. Она льется как речь, здесь тоже есть фразы, паузы, интонации. Любой говорящий человек обладает индивидуальными речевыми привычками. Любой играющий человек обладает собственным стилем. Но так же, как для всех носителей языка работает общая грамматика, так и для всех музыкантов работает общая нотная грамота. И тот, кто знает, как читать ноты с листа, умеет общаться со всеми музыкантами мира.

Музыкальное произведение можно читать как книгу. Эта книга не передает мысли, но передает эмоции. Нотная запись отражает не буквы и слова, а движение тона и ритма. Выучить нотную грамоту намного проще, чем выучить любой новый язык. Это не может не радовать начинающего. За одну статью мы пройдем практически всю «музыкальную грамматику», и вы научитесь читать ноты с листа. Останется только закрепить и отработать материал. Ведь, чтобы язык не забылся, на нем нужно постоянно разговаривать. А чтобы не забыть, как выглядят слова, нужно время от времени читать и писать.

Рабочее поле

Все, что мы записываем, располагается на нотном стане. Это пять горизонтальных линий, которые и обозначают высоту ноты. Они нумеруются снизу вверх: нижняя – первая, верхняя – пятая. Ноты, которые мы читаем, на листе предстают в четырех вариантах.

  • На линиях
  • Между линий
  • Над и под станом
  • На добавочных линейках

Расположение нот

Скрипичный ключБасовый ключ

[Скрипичный и басовый ключи]

За каждым положением закреплена определенная высота-нота. Но структура зависит еще и от ключа, в котором мы работаем. Чаще всего вы будете встречать скрипичный ключ. Его начинают рисовать от второй линии, на которой расположена соль первой октавы. Поэтому его еще называют «ключ соль». Читать ноты с листа в скрипичном ключе следует так.

  • Первая линия – ми (E)
  • Вторая – соль (G)
  • Третья – си (B)
  • Четвертая – ре (D)
  • Пятая – фа (F)

На линиях

  • Первый просвет – фа (F)
  • Второй – ля (A)
  • Третий – до (C)
  • Четвертый – ми (E)

Между линий

Запомнить расположение помогает мнемонический прием: «Every Good Boy Does Fine» и «FACE» (как слово «лицо»). Под станом находится ре (D), над станом – соль (G). В скрипичном ключе записывают партии для инструментов, звучащих высоко: например, для скрипок и гитар. Когда-то также использовался старофранцузский ключ: нота соль здесь стояла не на второй, а на первой линии. Сейчас о нем уже забыли, зато часто встречается басовый ключ. Эту дугу начинают рисовать от четвертой линии, которая в данном случае принимается за фа. Читать ноты с листа в ключе фа нужно так.

  • Первая линия – соль (G)
  • Вторая – си (B)
  • Третья – ре (D)
  • Четвертая – фа (F)
  • Пятая – ля (A)

Басовый между линий

  • Первый промежуток – ля (A)
  • Второй – до (C)
  • Третий – ми (E)
  • Четвертый – соль (G)

Басовый на линиях

Для запоминания используйте мнемонические фразы: «Good Boys Do Fine Always» и «All Cows Eat Grass». Под станом пишется фа (F), над станом – си (B). Вы могли заметить, что ноты находятся в том же порядке, что и в скрипичном ключе. Если об этом помнить, читать с листа будет легче. Мы имеем дело с замкнутой цепочкой A-B-C-D-E-F-G-A. Представьте, что полотно нотного стана просто прокрутили вверх: цепочка сдвинулась, но очередность осталась той же.

Скрипичный и басовый ключи расположение нот

[Расположение нот в скрипичном и басовом ключах]

Основные и дополнительные символы

Чтобы читать ноты с листа, нужно понимать, что обозначает каждый значок на рабочей области. Основные элементы – небольшие черные и белые овалы с шестами и флажками. Штили могут быть направлены вверх или вниз. Это зависит от того, как высоко забралась нота. С третьей линейки штили разворачиваются вниз и рисуются слева. Если рядом стоит несколько восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или шестьдесят четвертых (длительности мы рассмотрим дальше), они группируются и объединяются общей перекладиной.

Штили верх и низ

[Направление штилей]

Группировка восьмых

[Группировка восьмых]

В начале листа могут стоять знаки альтерации – диезы и бемоли. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Об этом мы тоже еще поговорим. Здесь же, рядом, указывается размер. Читать его следует так: верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – длительность доли (половина, четверть, восьмая и т.д.). Кстати, такт отделяется вертикальной чертой. Мы познакомимся с несколькими размерами, когда будем рассматривать ритм.

Размер темп знаки

[Знаки альтерации, размер, темп]

Сразу под заголовком, с левой стороны обычно пишут темп произведения. Это либо термин, описывающий скорость приблизительно (например, адажио), либо точное числовое значение, которое измеряют в ударах в минуту (например, 100 bpm). Пока будете читать ноты с листа, встретите и другие символы: форте, пиано, крещендо, форшлаг и т.д. Это знаки, обозначающие характер исполнения.

РепризаПовтор такта

[Реприза и знак повтора такта]

Жирная линия с двумя точками – реприза. Часть, заключенную в репризы, нужно повторить. Если стоит только одна реприза, нужно повторить всю предшествующую ей часть. Есть еще символ, обозначающий повтор только предыдущего такта, он похож на процент.

Как читать с листа высоту нот

В скрипичном ключе мы можем уместить две октавы (от до первой октавы до до второй октавы). Правда, придется задействовать вспомогательные линейки. Басовый ключ вмещает малую октаву и захватывает часть большой. Мы можем читать ноты для пианино с листа сразу для обеих рук. В этом случае у нас будет две строки: для обоих ключей. Хотя на клавиатуре пианино больше октав.

  1. Субконтроктава (неполная)
  2. Контроктава
  3. Большая
  4. Малая
  5. Первая
  6. Вторая
  7. Третья
  8. Четвертая
  9. Пятая (тоже неполная)

Чтобы перейти в самый низ или в самый верх, за пределы нотного стана, на листе рисуют добавочные линейки. Мы их уже видели. Если воспроизвести ноты октавы по порядку, получится гамма. На начальном этапе ученикам дают читать и осваивать две гаммы: мажорную и минорную. Характер их звучания (радостный, позитивный мажорный или грустный, серьезный минорный) зависит от расположения тонов и полутонов. У мажора это тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. У минора – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Мажорная гамма

[Мажорная гамма (до-мажор)]

Минорная гамма

[Минорная гамма (ля-минор)]

Полутон – минимальное расстояние между клавишами пианино. А на гитаре его образуют два соседних лада. Тон складывается из двух полутонов. Гамма до-мажор располагается на белых клавишах, они как раз соответствуют описанному порядку. Но если мы захотим сыграть мажорную гамму, например, от ре, придется задействовать черные клавиши, иначе порядок тонов-полутонов нарушится, и у нас не получится стройного звучания.

Как читать с листа ноты других тональностей? Возьмем, к примеру, ре-мажор. Отложим от ре мажорный порядок полутонов (1, 1, 0,5, 1, 1, 1, 0,5). Придется сыграть черные фа-диез и до-диез. Чтобы произведение звучало гармонично и не выпадало из тональности, мы не должны играть ничего, кроме звукоряда ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез. Это наши семь ступеней натуральной гаммы ре-мажор. И два диеза здесь должны соблюдаться на протяжении всего произведения (хотя мы можем нарушить это правило). Поэтому смело выносим их в начало нотного стана.

Ре мажорЗнаки ре мажор

[Гамма ре-мажор и ее постоянные знаки альтерации]

Диез (#) обозначает повышение на полтона. Бемоль (b) – понижение. Если мы выставили фа-диез и до-диез в начале листа, нам не нужно каждый раз ставить диез перед фа и до. В какой бы октаве эти ноты ни находились, мы будем всегда читать и играть их с повышением. А если захотим, чтобы в каком-то одном моменте вместо фа-диеза прозвучала фа, поставим бекар. Бекар отменяет диезы и бемоли. Поначалу это может показаться сложным, но на самом деле такой принцип сильно облегчает запись и чтение.

Выставили знаки один раз, и не нужно писать их постоянно. Если встречается бекар, отменяем повышение или понижение в одном конкретном месте. А если для особой краски понадобилось единожды повысить ноту, ставим диез конкретно перед ней. Такие одиночные диезы и бемоли называются случайными знаками.

Случайные знаки альтерации

[Бекар и случайные знаки альтерации]

С одиночными нотами и знаками разобрались. Что насчет созвучий? Вы будете быстрее читать ноты пианино с листа, если запомните, как на нотном стане выглядят интервалы и аккорды. Интервал – это поочередное или одновременное воспроизведение двух звуков. На нотоносце такие сочетания располагают либо друг за другом, либо друг под другом, с общим штилем.

  • Прима. Представляет собой одну ноту.
  • Секунда. На нотоносце выглядит как два слипшихся овала. На пианино располагается на соседних клавишах, играется двумя соседними пальцами.
  • Терция. Встает на соседние линейки или в соседние просветы. На пианино ее играют пропуская один палец: большим и средним, указательным и безымянным или средним и мизинцем. Занимает расстояние в три клавиши.
  • Кварта. Один овал на линейке, другой – в следующем просвете. На пианино этот интервал играют пропуская два пальца: либо большим и безымянным, либо указательным и мизинцем.
  • Квинта. Ее играют большим пальцем и мизинцем, как и все широкие интервалы. Овалы для квинты записываются через линейку или через просвет.
ПримаПрима знаки

[Прима]

Большая секундаСекунда знак

[Секунда]

КвартаКварта знак

[Терция]

КвинтаКвинта знак

[Кварта]

КвинтаКвинта знак

[Квинта]

По той же логике вы можете понять, как читать с листа ноты сексты, септимы и октавы. Что же касается аккордов, то они выглядят как три облачка на трех соседних линиях или в трех соседних просветах. Аккорд – это три звука, расставленных по терциям. Поэтому и на нотоносце он выглядит как две объединенные терции. Иногда рядом с нотной записью можно встретить буквенное обозначение аккорда: A, Am, D, Dm и т.п. Это облегчает чтение, если вы знаете буквенные соответствия.

Мажёрное трезвучиеАккорды

[Аккорды]

Как читать с листа длительности нот

Теперь вы найдете нужные клавиши, прочитав символы на нотоносце. Но в каком ритме их нажимать? Как долго держать? Когда отпускать? Вся эта информация также зашифрована в нотной записи. Главным образом – в длительностях.

  • Целая – белое облачко без палочки. Обозначает условно самый долгий звук.
  • Половина – белый овал с палочкой. Две половины по времени равны одной целой.
  • Четверть – черный овал со штилем. Одна целая длится так же долго, как две половины или четыре четверти.
  • Восьмая – черная со штилем и хвостиком. В два раза меньше четверти.
  • Шестнадцатая. Здесь уже два хвостика. Две шестнадцатых – это одна восьмая.
  • Тридцать вторая, шестьдесят четвертая, сто двадцать восьмая… Наверняка, логику деления вы уже поняли.

Целая

[Целая нота и целая пауза]

Половина

[Половинные]

Четверть

[Четвертные]

Восьмая

[Восьмые]

Шеснадцатая

[Шестнадцатые]

Тридцать вторые

[Тридцать вторые]

Тридцать четвёртые

[Шестьдесят четвертые]

Читать ноты с листа не означает непрерывно нажимать клавиши пианино. Огромное значение для построения музыкальной текстуры имеют паузы. У них те же длительности, что мы сейчас разобрали. Из комбинаций звуков разной продолжительности и пауз разной продолжительности и получается музыка. Как это все применить? Просто считайте.

  • Восьмая – раз
  • Четверть – раз-и
  • Половина – раз-и-два-и
  • Целая – раз-и-два-и-три-и-четыре-и

То есть, пока вы произносили счет для целой, прошло время, за которое можно было сыграть две половины, или четыре четверти, или восемь восьмых. Любую песню, любое классическое произведение, любой джингл, мелодию, напев можно разложить на эти длительности. Но помимо этого у каждого произведения есть размер.

Каждый раз, когда вы начинаете читать с листа ноты для пианино или другого инструмента, вы видите две цифры. Верхняя – количество долей в такте. Нижняя – длительность, которой равна доля. К примеру, «2/4» означает, что такт состоит из двух четвертей (по нашему счету получается «раз-и-два-и»). Все произведение делится на такты, которые разграничиваются вертикальными линиями. Это условное деление: не всегда можно на слух понять, где находится граница. Но раздел помогает работать с фразировкой и ритмом, а также упрощает чтение.

Начинающим читать с листа ритм нот помогает деление на сильные и слабые доли. Это еще более условное деление, его даже не отображают на письме. Но в голове музыканта всегда чередуются акценты и слабые удары. К примеру, размер 4/4 можно представить как комбинацию сильная-слабая-сильная-слабая. Акцент всегда приходится на первый удар. И если мы его смещаем, акцентируя слабую долю, получаем синкопу, а слушатель – эффект обманутого ожидания.

Наиболее распространенные размеры – 2/4 и 4/4. Мало у кого получится отличить их друг от друга на слух. Главное в них – четная пульсация. Их можно посчитать на раз-два или раз-два-три-четыре. А вот 3/4 или 6/8 считаются на раз-два-три. Такой ритм характерен для вальса, и его уже легко узнать. Существует и множество специфических размеров. Они ломают привычную для среднего слушателя пульсацию, поэтому не обрели популярность. Наверное, самый ходовой из них – 5/8.

Размер темп знаки

[Размер и темп]

Также, когда будете читать ноты для пианино с листа, в самом начале увидите обозначение темпа. Это может быть термин на итальянском или точное число. Число можно ввести в онлайн-метроном, который и отсчитает нужный темп. С терминами немного сложнее. Подразумевается, что каждый исполнитель должен примерно представлять скорость игры, которую обозначает то или иное слово. Рассмотрим несколько из них.

  • Adagio – медленно (50-60 ударов в минуту)
  • Andante – неторопливо (60-70)
  • Andantino – не спеша (70-80)
  • Moderato – умеренно (90-110)
  • Allegretto – довольно быстро (110-120)
  • Allegro – скоро (130-160)
  • Vivace – живо, бойко (160-170)
  • Presto – очень быстро (180-200)
  • Prestissimo – в высшей степени быстро (более 200)

Нота с точкой

[Нота с точкой]

И на десерт нота с точкой. Как читать такое обозначение, если оно попадется в нотном листе? Точка говорит о том, что нужно выдержать длительность и протянуть звук еще на половину длительности. То есть четверть с точкой равняется четверти и восьмой. Половина с точкой равняется половине и четверти. И так далее.

Фермата

[Фермата]

Не путайте точку с ферматой. Фермата говорит нам, что можно держать звук сколько угодно долго, до бесконечности. Также не путайте точку сбоку с точкой снизу. Последняя не имеет отношения ни к длительностям, ни к размерам. Она обозначает прием стаккато, о котором как раз пришло время поговорить.

Динамика и экспрессия

Нотная запись содержит информацию не только о высоте звуков и ритме, но и о способе игры. При чтении вы встретите овалы, соединенные дугами, отмеченные точками или просто чистые. Как читать такие ноты для пианино с листа? Дуги говорят о том, что звуки должны прозвучать слитно. Вы отпускаете предыдущую клавишу только тогда, когда нажимаете следующую. Этот прием называется «легато».

Легато

[Легато]

Если дуг нет, нужно воспроизводить звуки один за другим, отдельно, прерывисто, «нон-легато». А если под облачками стоят точки, то на клавиши следует нажимать резко, как бы подпрыгивая. Этот прием называется «стаккато», он делает звук не просто прерывистым, но также очень коротким, нервным. Эти три приема передают разные эмоции, состояния или характеры: певучесть, плавность, нежность, спокойствие или, наоборот, бодрость, энергичность, злость, решительность.

Стакато

[Стаккато]

Посмотрим, как читать с листа ноты для пианино с другими музыкальными обозначениями. Это тоже своего рода приемы, но легато, нон-легато и стаккато используются постоянно, а эти встречаются нечасто. Скорее их можно назвать «штрихами» или «мелизмами».

Форшлаг. Обозначается перечеркнутой ноткой, стоящей перед основной. Основная играется как обычно, даже с некоторым акцентом, а перечеркнутая быстро, резко. Она звучит практически незаметно, ее тон не улавливается слухом. Обычно задействуется соседняя клавиша. Переход осуществляется быстро, так, что два звука сливаются в один.

Форшлаг

[Форшлаг]

Мордент. Обозначается волнистой линией. Нужно быстро перескочить на соседнюю клавишу вверх и обратно. Если мордент перечеркнут, то вниз и обратно. То есть резко воспроизводим три звука: последний дольше, чем предыдущие. Но длительность должна сохраняться. К примеру, если видим на листе четвертную ноту до с перечеркнутым мордентом, на пианино читаем ее как тридцать вторую до, тридцать вторую си и восьмую до с точкой (в сумме получаем четверть).

Перечёркнутый модернет

[Перечеркнутый мордент]

Группетто. Обозначается специальным завитком. Это поступенное опевание основного тона. Видим до с группетто – играем ре, до, си, до. Длительности также складываются. Первые три звука быстрые, последний долгий.

Групетто

[Группетто]

Трель. Помечается сочетанием букв «tr». Играется быстрыми ударами по соседним клавишам. Видим на листе одну ноту – читаем как шесть.

Трель

[Трель]

Остались, пожалуй, только обозначения динамики. Они помогают создать дополнительное напряжение, сделать музыку более выразительной, эмоциональной. Эти символы подсказывают исполнителю, где нужно нажать на клавиши сильнее, а где слабее, где нужно сыграть тихо, а где громко. Собственно, они так прямо и говорят.

Форте

[Forte (громко)]

Пиано

[Piano (тихо)]

Фортиссимо

[Fortissimo (очень громко)]

Пианиссимо

[Pianissimo (очень тихо)]

Метсо форте

[Mezzo forte (умеренно громко)]

Метсо пиано

[Mezzo piano (умеренно тихо)]

Кресцендо

[Crescendo – постепенное усиление звука]

Диминуэндо

[Diminuendo – постепенное ослабление]

Также можно встретить знак акцента или сфорцандо – «sf». Если говорить о штрихах, читать с листа ноты для пианино не сложно. К примеру, гитара позволяет передать намного больше нюансов и исполнить массу специфических трюков: слайды, бенды, хаммеры, вибрато, тэппинг и многое другое. Для этих приемов используются специальные значки. Но это тема для отдельной статьи.

Как развивать навык чтения

Даже если вы предельно ясно поняли, как читать ноты с листа, и выучили все обозначения, это еще не все. Главное, закрепить знания и отработать навык чтения до автоматизма. Ваш речевой аппарат может моментально воспроизвести текст, который вы прочитали в книге. Точно так же ваши пальцы способны моментально сыграть музыку, которую вы прочитали в нотной тетради. Нужно лишь тренироваться. А ускорить развитие помогут дополнительные занятия.

Сольфеджио. Если вы будете не просто читать ноты с листа и искать их на клавиатуре пианино, а пропевать их, ваш мозг быстрее свяжет графические элементы со звуками и порядком клавиш. Вы удивитесь, когда заметите, насколько сильно это ускоряет процесс обучения. Это развивает способность предслышания: вы без инструмента сможете представить мелодию, которая записана на листе. Останется только опустить руки на клавиши, а дальше они сами все сыграют.

Когда читаете ноты с листа, старайтесь узнавать интервалы и запоминать, как они звучат. Чтобы было проще запомнить, отмечайте эмоцию, которую вызывает тот или иной интервал. Например, кварта может показаться вам торжественной, малая терция грустной, а большая – радостной. Когда слушаете музыку, пробуйте определить интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио даже проводят такие специальные мероприятия – музыкальные диктанты.

Работа с ритмом. Метроном можно использовать не только для ровной игры и четкого попадания в доли. Это приспособление развивает чувство ритма, а также помогает разобраться с длительностями. Вам не нужно считать про себя, пускай счет ведет метроном. Впоследствии вы начнете чувствовать, на какой щелчок нужно нажать клавишу, а на какой отпустить. Читать с листа длительности нот – это, наверное, самое сложное при воспроизведении нотной записи.

Не стоит забывать и о размерах. Уметь чередовать сильные и слабые доли, слышать границы тактов, помещать нотные длительности в метрический контекст тоже важно. Отрабатывайте четные и нечетные размеры, разбирайте необычные пульсации, которые встречаете в современных песнях. Поработайте с синкопами – акцентированием слабых долей.

Игра вслепую. Старайтесь не смотреть на клавиатуру. Когда начнете быстро читать ноты с листа, вы забудете, как выглядят руки на клавишах пианино. Но первое время невероятно сложно заставить себя смотреть четко перед собой. Просто поставьте себе условие и ищите клавиши пальцами на ощупь. Это легко: две высоких узких до-диез и ре-диез окружены плоскими до, ре, ми; три высокие узкие фа-диез, соль-диез и ля-диез окружены плоскими фа, соль, ля, си.

При этом старайтесь искать нужную тональность в разных тесситурах. Главная задача – соблюдать мелодию, максимально метко и быстро прыгая из одной октавы в другую, из басового регистра в верхний. В результате вы перестанете тратить время на верчение головой, начнете чувствовать клавиатуру и улучшите навык предслышания.

Упражнения. Для учеников музыкальной школы это обязательно. Они чуть ли не с первого занятия начинают осваивать восходящие, нисходящие и расходящиеся гаммы. Потом добавляются арпеджио по типу челночного бега. Затем ученики разучивают этюды на отработку разных ходов. Небольшие шустрые пьесы тоже помогают улучшить навык чтения и развить беглость пальцев.

И конечно, нельзя забывать о больших, серьезных классических произведениях. Здесь мы уже практикуемся по полной программе. Но большинству интереснее учиться читать ноты с листа на современных популярных песнях. Соответствующие нотные записи можно найти в интернете. А если хит выпустили совсем недавно и его еще не разобрали, у вас есть отличная возможность попрактиковаться в нотации.

Да, можно заниматься музыкой, не разбираясь в нотной грамоте. Да, многие легендарные рок-музыканты, знаменитые поп-исполнители, великие продюсеры не умели читать ноты с листа. Это не помешало им добиться славы. Но здесь нет закономерности. Если вы чувствуете, что обучение нотной грамоте помогает вам лучше понимать музыку, быстрее развиваться как музыканту, расширять горизонты, не останавливайте себя.

Автор

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно