EN

Эквализация звука

Статьи

22.02.2022

Эквализация звука

Эквалайзер — важная тема для музыкальных продюсеров. Это фундаментальный и непростой процесс, поэтому у новичков часто большая часть времени при микшировании музыки уходит на его настройку. Для такой большой темы важно иметь четкое представление об основах. Аудио эквализация — мощный инструмент, и, при недостаточном количестве знаний, вы легко можете принести больше вреда, чем пользы.
Хорошей отправной точкой для принятия решения о том, когда использовать эквалайзер при микшировании, является его отключение. Попробуйте сбалансировать уровни между инструментами с помощью фейдеров. После этого, если у вас возникли проблемы с тем, что вы хотите услышать, самое время подумать об аудио эквализации.
Этот инструмент решает проблемы с маскировкой частоты. Речь идет о «мутности», возникающей, когда инструменты с перекрывающимися частотами сталкиваются друг с другом, что затрудняет четкое восприятие одновременных звуков. Например, если у вас есть проблемы с прослушиванием бочки поверх бас-гитары, то это работа как раз для эквалайзера.
В этой статье мы расскажем обо всем, что вам нужно знать, чтобы начать использовать эквалайзер как профессионал — с нуля.

Параметры эквалайзера

Параметры аудио эквализации используются для настройки фильтров, которые будут усиливать или обрезать частоты аудиосигнала. Общие параметры, которые вы найдете, включают:

  1. Частоту – выбирает ту, которую вы хотите увеличить или уменьшить.
  2. Q – (центральная частота, деленная на полосу пропускания) управляет полосой пропускания — насколько широким или узким будет усиление или срез. Другими словами, вы можете определить диапазон, на который будет воздействовать аудио эквализация. Более высокие значения Q дадут вам более узкую полосу пропускания, в то время как более низкие значения Q позволят вам усилить или ослабить более широкий диапазон.
  3. Усиление – определяет, насколько выбранные частоты обрезаются или усиливаются.
  4. Тип – позволяет выбрать форму фильтра для выбранной полосы частот.
  5. Наклон – устанавливает крутизну фильтра для верхних или нижних частот.

Принципы эквализации

Аудио эквализация в музыке — это процесс регулировки уровня или амплитуды определенных частот для получения чистого и сбалансированного микса.
Если копнуть еще глубже, то музыка — это сочетание звуковых волн, вибрирующих на разных частотах. Любой звук можно описать с помощью его частоты. Она определяет высоту тона ноты. Частота, вибрирующая на 440 Гц, — это нота «ля» в современной музыке.
Конечно, аудио эквализация в музыке намного сложнее, чем чистые синусоидальные тона. Если нажать открытую струну А на своей гитаре и прогнать результат через частотный анализатор, вы увидите больше, чем просто тонкую иглу, пульсирующую на одной определенной частоте. Вы увидите их очень много.
Это связано со многими факторами. Конструкция каждого инструмента вносит свой вклад в его особое гармоническое содержание. При этом, если сыграть ноту на одной гитаре, она не имела бы такого же тембрального состава, как другая. Но что происходит, когда мы запускаем музыку через частотный анализатор?
Мы видим много частот, и все они происходят одновременно! А теперь мы можем перейти к тому, что такое аудио эквализация, простым языком. Это похоже на регулятор громкости на вашем телефоне – кнопки, которые делают музыку громче или тише. Эквалайзер — это, по сути, регулятор уровня отдельных частот. Он позволяет вам сосредоточиться на выбранной группе частот, давая вам возможность определить, как воздействовать на эту группу. Вы можете взять кучу частот и увеличить их («усилить») или выбрать только несколько и понизить их («вырезать»).

Тембры и частоты

Представьте себе валторну и электрогитару, которые играют одну и ту же ноту «ля» = 440 Гц.
Что заставляет их звучать по-разному? Оба инструмента играют ноту с одинаковой основной частотой, но каждый имеет свой уникальный тембр. Тембр звука дает нашему мозгу много информации о том, что он представляет собой в реальном мире.
Уникальные, узнаваемые тембры являются свойством всех сложных звуков. Все сложные звуки в аудио эквализации можно разбить на простые составляющие синусоидальной волны. Эти основные компоненты называются частичными.
Если частичные связаны с основным целым отношением (т. е. 2:1, 3:1, 4:1 и т. д.), они являются гармоническими. Если нет, то они негармоничны.
Очень гармоничный звук, такой как струна смычковой виолончели, богат равномерно связанными частями, в то время как очень негармоничный звук, такой как грохот тарелки, состоит только из несвязанных между собой частей.

Типы аудио эквализации

Полочный эквалайзер

Полочный эквалайзер воздействует на все частоты выше или ниже определенной точки. При высокой отсекаются все выше целевой частоты, а при низкой все ниже целевой.
Полочный эквалайзер в основном используется для самых высоких или самых низких частот.

Графический эквалайзер

Графический эквалайзер может быть вам знаком по старым школьным стереосистемам или усилителям. Частоты сгруппированы в более широкие категории, и вы можете обрезать или усиливать каждую из этих категорий, чтобы сформировать звук. Этот тип аудио эквализации получил свое название из-за графического вида, образованного всеми ползунками, установленными в разных точках.
Преимущество графического эквалайзера в том, что он быстро и легко удаляет нежелательные частоты из дорожки. Однако им не хватает точности. Вы вряд ли будете использовать этот тип в домашней студии звукозаписи, поскольку у вас, вероятно, будет доступ к параметрическому эквалайзеру в вашей DAW, который даст вам гораздо больше функциональных возможностей.

Параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер — это тип аудио эквализации, который вы, как домашний звукорежиссер, вероятно, будете использовать чаще всего. Параметрическое название происходит от того факта, что у вас будет возможность очень точно изменить ряд различных параметров. Это усиление (повышение или понижение) и центральная частота.
Но также можно контролировать третье значение, которое является пропускной способностью или значением «Q». Этот параметр управляет диапазоном частот, на которые действует срез или усиление. Таким образом, в аудио эквализации звука более широкая полоса пропускания повлияет на больший диапазон, а более узкая полоса пропускания повлияет на меньший диапазон.

Эквалайзер высоких и низких частот

Фильтры высоких и низких частот отличаются от полочных тем, что они могут только устранять определенные частоты, а не усиливать их.
Аудио эквализация фильтра верхних частот пропускает высокие частоты и, следовательно, отсекает низкие, в то время как фильтр нижних частот пропускает низкие, отсекая высокие.

Полосовой эквалайзер

Полосовой эквалайзер воздействует на средние частоты, а не на высокие или низкие.
Такой тип аудио эквализации чаще всего используется при живом исполнении. Это особенно удобно для устранения эффекта обратной связи, который может возникнуть на этих средних частотах.

Типы фильтров

Аудио эквализация — это, по сути, специальное применение фильтра. Качество фильтра, который ваш эквалайзер использует для среза или усиления, во многом определяет его звук и лучший способ его использования.

Параметрические, колокольные и пиковые фильтры

Параметрический эквалайзер, колокольный или пиковый — распространенный тип аудио эквализации, который чрезвычайно универсален. Его можно использовать для точного определения и вырезания/усиления очень небольшого диапазона частот, или его можно использовать в более широком смысле для настройки тонального характера. Обычно используется в середине диапазона. Он отличается от других типов аудио эквализации своей колоколообразной формой.
Когда мы говорим о том, чтобы сделать некоторые частоты громче или тише — когда мы говорим, что собираемся «урезать» или «усилить», — мы говорим об амплитуде.
Количество частот, которые мы можем сделать громче или тише, определяется параметром Q или «Quality Factor». Точка Q определяет «форму колокола» или насколько широкой будет область вокруг центральной частоты. При низких или «широких» значениях фильтр может захватывать больше частот.
При высоких или «узких» значениях аудио эквализации он гораздо более специфичен, захватывая при этом меньше частот.

Фильтры верхних и нижних частот

вам точно не нужны в ваших треках, особенно в гармонических, мелодичных или иных аритмичных записях.
Данные настройки при аудио эквализации часто имеют элементы управления наклоном, которые могут быть аналогичны элементам управления Q на параметрических эквалайзерах. Наклон определяет, насколько круто или постепенно фильтр будет отсекать все посторонние звуки.
Фильтры верхних частот обрезают все частоты ниже выбранной точки среза. Они часто используется для подавления очень низких шумов ниже 60 Гц.
И наоборот, фильтр нижних частот срезает все частоты выше точки среза. Этот фильтр часто используется для подавления очень высоких шипящих шумов выше 18 кГц. Используйте его с осторожностью, чтобы не срезать слишком много.

Фильтры High Shelf и Low Shelf

Полочные фильтры отлично подходят для усиления низких частот или для придания высокочастотного блеска, когда это необходимо.
Низкая полка (Low Shelf) обычно используется в низко-среднем и низком диапазоне слышимого спектра аудио эквализации, чтобы уменьшить часть грохота, вызванного микрофонными стойками и другими источниками низких частот, включая ударные инструменты.
И наоборот, фильтр с высокой полкой (High Shelf) усиливает или обрезает верхние частоты. Его можно эффективно использовать для осветления трека, используя положительное усиление 3 или 4 дБ и частоту среза 10 кГц и выше (будьте осторожны, поскольку эта настройка может увеличить общую шумность трека).

Сложение и вычитание частот

Первое правило аудио эквализации — меньше значит больше. Экстремальные тональные сдвиги могут оказать негативное влияние на ваш звук.
Лучший способ использовать эквалайзер — применять его как можно реже. Имея это в виду, есть два основных подхода к EQ.

  • Аддитивный: усиление частот для достижения желаемых результатов.
  • Вычитающий: вырезание ненужных частот.

Существует множество споров о том, что лучше делать, одно или другое. Но если ваша цель состоит в том, чтобы использовать как можно меньше аудио эквализации, вы можете просто выбрать тот подход, который является наиболее прямым путем к вашей цели.

Основные принципы аудио эквализации

Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером

Этот тип аудио эквализации корректирует некоторые неприятные недочеты, такие как шумы, эхо и прочее. Для этого необходимо подрезать частоты диапазона, чтобы скрыть или вовсе избавиться от искажений сигнала. Кроме того, подрезание часто используется для того, чтобы повысить сигнал остальных звуков, что понижает вероятность возникновения новых неполадок во время буста.
Определить частоты, которые необходимо вырезать, можно слушая инструментальные партии, при этом оценивая их звук. То есть можно определить с помощью слуха лишние элементы и выяснить, какие фрагменты нуждаются в обработке. Также в эквалайзерах часто есть анализатор, который может самостоятельно определить места, нуждающиеся в дополнительной обработке.
Во время аудио эквализации, чтобы выявить проблемы в звуке и разыскать диапазоны, которые нужно подрезать, следует воспользоваться усилением гейна, а также полностью сузить ширину кривой с помощью ручки Q. Затем можно заняться перемещение точки по шкале спектра. С помощью этих манипуляций можно легко найти частоты с проблемами. При этом сигнал должен быть откорректирован в тех местах, где найденные недостатки слышны сильнее всего. Степень ослабления сигнала будет зависеть от того, какого звука вы хотите добиться.

Формирующая аудио эквализация: усиление частот эквалайзером

Когда сигнал был исправлен, необходимо убедиться, что инструментам и общей частоте микса всего хватает. Если была выявлена нехватка определенных частот, то можно воспользоваться формирующей аудио эквализацией, которая должна усилить сигнал. Кривые во время буста должны быть широкими, но при этом плавными, чтобы усилить диапазон и сделать его мощнее.
Загвоздка в том, что никто не может назвать универсальную формулу, насколько нужно усиливать частоты. Если переборщить с этим, например, в бочке, то она станет глухой и начнет шуметь. Однако недостаток усиления может также испортить кик, лишив его яркости.
Если усилить аудио эквализацию в районе 150-350 Гц, то сигнал будет более теплым и насыщенным, но только если угадать с количеством буста, поскольку слишком большое усиление может привести к «помутнению» сигнала и звук будет неприятно слушать.

Как используется эквалайзер

В процессе микширования вы, вероятно, будете использовать эквалайзер на каждой отдельной дорожке вашей сессии.
Однако имея такой важный инструмент, важно иметь прочную основу для его использования. Знание того, как аудио эквализация влияет на тембр ваших звуков, является ключом к получению правильных параметров для вашего микса или мастер-записи. Теперь, когда вы разобрались с основами, вернитесь к DAW и создайте идеальный звук.
В онлайн-секвенсоре Amped Studio вы найдете профессиональный и удобный инструмент для аудио эквализации, в который включены лучшие фильтры для обработки звука. В программе, доступной в вашем браузере, вы сможете создать свой трек с нуля, благодаря массе встроенных инструментов и плагинов, после чего откорректировать в нем звук в эквалайзере, свести и провести мастеринг.

Заключение

Пользоваться аудио эквализацией довольно просто, однако от нее зависит очень многое в создании миксов. При этом многие музыканты считают, что эквалайзер должен использоваться как незаменимый инструмент для коррекции звука, В то же время другие уверяют, что именно вокруг него должен формироваться весь звук микса. На самом деле все немного сложнее, и вам придется совмещать оба этих метода, чтобы добиться лучшего результата. Ключ к успеху в том, чтобы иметь четкое представление о том, зачем вы применяете этот инструмент и что хотите от него получить.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно