ru

Как записать подкаст

Как записать подкаст

В последние годы мы переживаем настоящий бум подкастов. Их записывают буквально все – от школьников и домохозяек до политиков и звезд шоу-бизнеса. Подобный способ общения с аудиторией стремительно набирает популярность, поэтому, скорее всего, он будет оказывать все большее влияние на нашу жизнь. В этом материале мы расскажем, как записать подкаст, какое оборудование для этого нужно, как правильно подготовить контент для записи.

Для чего нужны подкасты?

Подкаст – это формат распространения видео или аудио контента через интернет. Технически он не представляет из себя ничего нового. Следует добавить, что хотя подкаст и может предполагать распространение видеоконтента, однако главную роль в нем играет все-таки аудио.

По своей форме подкасты похожи на радиопередачи, однако распространяются в виде отдельных файлов. Подобный формат очень удобен: человек в любое время может включить любимую передачу и слушать ее так, как он захочет. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и выходят с некоторой периодичностью.

Темы подкастов могут быть самыми разными, от особенностей разведения аквариумных рыбок до лютневой музыки XVII века. Очень популярны интервью с известными людьми.

Подкастингом называют процесс записи и распространения подкастов. А человек, который занимается этим, именуется подкастером.

Как подготовить подкаст?

Прежде чем заняться подкастингом следует определиться темой. О чем вы собираетесь рассказывать своим слушателям, кому это будет интересно, действительно ли вы сильны в этом вопросе?

Также следует еще раз подумать относительно формата. Будет ли подкаст будет оптимальным способом общения с выбранной аудиторией? Возможно, что для этой темы больше подойдет YouTube или другая платформа. Кроме того, нужно определить, какая форма подачи контента будет наиболее эффективной и удобной для слушателей: интервью, монолог, разговор нескольких ведущих в эфире. Существуют нарративные подкасты, которые рассказывают интересные истории с сюжетом. Также следует определиться в частотой выхода подкастов.

Обязательно нужно продумать сценарий подкаста. Он необходим не только для интервью или ток-шоу, но и для передач, которые идут в форме монолога. Если же в подкасте участвуют несколько человек, то желательно предварительно прописать ключевые реплики и вопросы.

Подробный сценарий позволяет записать подкаст быстрее и легче, кроме того, в этом случае он имеет больше шансов «зацепить» аудиторию.

Оборудование для подкаста

Подкаст – очень демократический формат контента. Его вполне можно записать на обычный смартфон, отредактировать с помощью специального приложения, а затем выложить в сеть. Для многих новичков – это оптимальный вариант. Зачастую слушателям важно содержание трансляции, а не ее звук.

Но если для записи важно хорошее качество звука, то придется тратиться на более совершенное оборудование. Подумать о его покупке необходимо и в том случае, если вы планируете заниматься подкастингом профессионально.

Существует несколько наборов оборудования, которое можно использовать для записи подкастов:

  • USB-микрофон и ноутбук или компьютер. При использовании подобной схемы файл записывается сразу в компьютер. В нашей стране цена USB-микрофона приличного качества начинается примерно от 1 тыс. рублей.
  • Микрофон-петличка и смартфон или ноутбук. Подкаст также сразу записывается в устройство, а микрофон-петличка обеспечивает большую свободу движений. Стоимость подобных устройств также стартует от 1 тыс. рублей.
  • Портастудия с микрофонами. Портастудия – это компактное устройство, которое позволяет вести многоканальную запись звука. Как правило, подкаст записывается на SD-карту. Главное преимущество подобного оборудования – портативность, его можно использовать как в помещении, так и на улице. Стоит подобная студия от 10 тыс. рублей.
  • Микшерный пульт, внешняя звуковая карта, ноутбук, микрофоны, соединительные шнуры. Подобный комплект оборудования позволяет подключать сразу несколько микрофонов, что необходимо при записи ток-шоу или подкастов с приглашенными гостями. Кроме того, к данную конфигурацию можно подключать музыкальные инструменты. Внешняя звуковая карта позволяет усиливать громкость, что позволяет получить достойное качество записи.
  • Микрофон, подставка, наушники, микшерский пульт, соединительные шнуры. Подобный комплект используется для профессиональной и высококачественной записи.

В интернете можно найти готовые комплекты для записи подкастов. Они отличаются ценой, качеством, комплектацией.

Микрофон

Микрофон очень важен для записи подкаста. Их необходимо столько, сколько людей участвует в записи. Для записей подкастов обычно используют два вида микрофонов – динамические и конденсаторные.

Динамические микрофоны менее чувствительны, они больше подходят для неподготовленных помещений, где есть эхо, посторонние шумы. Их используют на радио, на концертах, телевидении. Это идеальный вариант для новичков. Дополнительным преимуществом динамических микрофонов является прочность – их можно брать в поездки, не боясь поломки. Правда, они имеют не слишком презентабельный внешний вид – если подкаст будет с видео, то они могут испортить кадр.

Конденсаторные микрофоны более чувствительны. Они отлично передают звук, но при этом захватывают и различные посторонние шумы. Поэтому, если в помещении нет нужной звукоизоляции, приобретать подобный девайс просто нет смысла.

Есть два способа подключения микрофонов – через USB и XLR. В USB-устройствах уже есть звуковая карта, они подключаются напрямую к компьютеру или ноутбуку. Для подключения XLR-микрофона нужна внешняя звуковая карта или рекордер.

Часто подкастеры используют петличные наушники. Обычно это устройства конденсаторного типа. Они отлично подходят для записи подкастов, но нужно помнить о их чувствительности к постороннему шуму.

Держатели

Держатель для микрофона позволяет установить устройство в нужном положении и освободить руки. Они бывают разных типов: напольные или настольные подставки, пантографы. Удержание микрофона в руках утомляет, кроме того, оно порождает шумы и шорохи, которые трудно убрать при монтаже.

Ветрозащита (Поп-фильтр)

Она отсекает от записи слишком экспрессивные звуки «П» и «Б». Кроме того, подобные устройства гасят шум ветра при уличных записях.

Звуковые карты

Звуковые карты необходимы для преобразования звука в цифровой сигнал. Многие микрофоны уже оборудованы подобными устройствами, если же их нет, то карты приходится покупать отдельно.

Портастудия или цифровой рекордер

Подобные устройства необходимы для записей подкастов вне студии. Они отличаются портативностью, питаются от аккумуляторов и имеют вход для подключения микрофонов. Рекордеры уже имеют один или несколько встроенных микрофонов, что позволяет записывать качественный звук в любых условиях. Некоторые из них оснащены предусилителями и АЦП высокого класса, которые способны оцифровывать звук.

Портастудии способны не только качественно записывать звук, но и микшировать его в один трек. Подобные девайсы могут обрабатывать аудиофайлы и добавлять к ним дополнительные эффекты. Портастудии более функциональные и дорогие устройства.

Рекордер или портастудию можно взять в аренду. Подкастеру необходимо посчитать, что ему более выгодно: покупать устройства или арендовать их. Если вы новичок и не уверены в своих силах, последний вариант будет более выгодным для вас.

Соединительные провода

Чтобы подключить различное оборудование, обычно используются XLR-кабеля.

Подкаст при помощи Amped Studio

Недостаточно просто записать подкаст, его затем необходимо обработать. Для этой цели прекрасно подойдет звуковой редактор Amped Studio.

Amped Studio – простой и универсальный инструмент, для его использования даже не нужно устанавливать программу. Можно просто открыть браузер и зайти на сайт разработчика, где пройти быструю и бесплатную регистрацию. Алгоритм дальнейших действий прост:

  1. создать новый проект;
  2. записать аудиофайл с внешнего источника;
  3. провести редактирование записи;
  4. добавить необходимые эффекты.

Amped Studio не требует каких-либо навыков, программа прекрасно подходит для записи голоса с микрофона. Кроме полноценной обработки и редактирования, она предлагает возможность использования различных эффектов, совместной работы над проектами. Данный сервис постоянно доступен онлайн.

Где можно записывать подкасты?

Записать подкаст можно и дома, но если нужно хорошее качество, то лучше пойти в студию. Там вы просто оплатите время, а затем звукорежиссер отдаст уже готовый файл.

Многие подкастеры работают из дому или ведут запись в других помещениях. Однако здесь есть определенные нюансы. Если вы работаете из неподготовленного помещения, вам придется учитывать его акустические особенности.

Например, плохая идея записывать подкаст в ванной или другой комнате, обложенной плиткой. Подобные помещения создают значительное эхо, которое очень трудно отредактировать. Не лучшим место для записи будет и кухня – здесь к традиционной кафельной плитке обычно добавляется шум от вентилятора и холодильника. Громко шумят посудомоечные машины и даже водопроводные трубы.

Для подкаста следует найти «мягкое» изолированное место в доме. Обязательно нужно отключить кондиционеры и отопление, плотно закрыть окна. Шторы, ковры, мягкая мебель максимально снижает эхо на записи. Некоторые подкастеры во время записи накрываются одеялом или залазят в платяной шкаф. Главная цель – максимально заглушить в помещении эхо. Чтобы добиться этого, перед микрофоном вешают ковер или хотя бы покрывало.

На радиостанциях для подкастов используют специальные помещения. Пол в них покрывают ковролином, на окна вешают тяжелые шторы, ставят специальные звукопоглощающие экраны.

Если интервью записывается на улице, нужно позаботиться о ветрозащите. В крайнем случае микрофон можно закрыть полой плаща или другой одежды.

Запись удаленной беседы

Правильно обработанная запись всегда будет лучше трансляции по скайпу. Поэтому, если вы берете интервью у человека из другого города, попросите его записать беседу на диктофон или хотя бы смартфон. После этого он отправит вам свою дорожку, которую на монтаже можно соединить с собственными репликами. Если интервью действительно важно, попробуйте обеспечить вашего удаленного визави USB-микрофоном.

Подготовка гостя

Если происходит подкаст с гостями, собеседников предварительно следует подготовить. Возможно, ранее они не давали интервью, поэтому лучше пообщаться с ними заранее. Обговорить вопросы, которые будут обсуждаться в подкасте, ответить на их вопросы, создать правильный настрой.

Если интервью будет проходить удаленно, следует дать небольшой инструктаж, как добиться хорошего звука. Кроме акустических характеристик помещения, следует проверить удобство вашего визави. Будет не слишком хорошо, если во время интервью он будет ерзать, ходить по помещению или делать лишние движения.

Последовательность

Подключите микрофон и отрегулируйте оптимальный уровень записи. В редакторах есть индикатор уровня сигнала, где указана возможная перегрузка. Следует сделать так, чтобы сигнал обладал достаточной амплитудой, но не выходил за предельные значения. В противном случае будут появляться щелчки и другие посторонние шумы, от которых очень трудно избавиться на монтаже.

Старайтесь максимально правильно зачитывать абзацы. Это ускорит монтаж, а неизбежные склейки сделает более редкими и незаметными. Подкастеру нужно следить за своими интонациями, вырабатывать нужную подачу материала. Идеальное звучание не всегда получается с первого дубля.

Затем следует сделать предварительный монтаж. Удалить ненужные фрагменты, лишние паузы и звуки.

Фоновый шум: как убрать?

Для устранения фонового шума можно применить два способа. Использовать функцию шумоподавления в редакторе или наложить какой-нибудь саундтрек для создания приятного фона. Первый вариант при отсутствии опыта практически всегда приводит к искажению полезного сигнала. Однако иногда на это приходится идти. Используя второй вариант, следует помнить об авторских правах на музыкальные произведения.

Какой параметры выбрать?

Идеальный вариант – это 44 кГц и 16 бит. Подобные параметры дают лучшее соотношение размера и качества аудиофайла. Если вы пишите подкаст в дома, то увеличение частоты или разрядности не даст серьезных преимуществ, но повысит нагрузки на систему.

Дополнительные эффекты

После окончания чернового монтажа в запись обычно вводят эффекты. Из них можно создать последовательную цепочку или рэк. Альтернативный вариант – ввести эффекты в разрывы на голосовую дорожку. Его преимущество – возможность оценить результат сразу нескольких эффектов. Обычно для обработки подкастов используют следующие эффекты:

  • Фильтр басов. Он способен убрать «бубнение» на низких высотах. Данный инструмент работает на частоте 80-120 Гц. «Лишние» тона можно увидеть на спектре редактора. Многие эквалайзеры показывают спектр сигнала в режиме реальном времени.
  • Деэссер. С помощью данного инструмента можно убрать со звуковой дорожки сильные свистящие согласные. В основном он работает на частотах 4-6 кГц. На этапе записи свист и «бубнение» можно уменьшить, расположив микрофон чуть дальше к диктору или изменив его угол. С помощью этого нехитрого приема вполне реально погасить слышимость дыхания.
  • Увеличение громкости. Это нужно для нормального срабатывания компрессора динамического диапазона.
  • Компрессор динамического диапазона. С его помощью можно увеличить средний уровень громкости записи, не трогая пики сигнала.
  • Лимитер. Данный инструмент используется для устранения наибольших пиков сигнала.

Если вы записываете подкаст в домашних условиях, очень сложно добиться сигнала, в котором нет эха от окружающих предметов – стен, стола, пола помещения. Ковры на стенах и одеяло перед микрофоном способны уменьшить эхо, но они искажают общий тембр записи, убирая из него высокие и средние частоты.

Монтаж

Подкаст невозможен без монтажа. Даже если запись сделана идеально, в нее придется добавлять заставку. Для монтажа подкастов используют специальные программы – звуковые редакторы. Их существует десятки. Они работают по схожему принципу: на экране компьютера можно увидеть отображение звуковой волны записи. По желанию любой ее фрагмент можно удалить или отредактировать.

Обычно советуют вырезать долгие паузы, вздохи, оговорки и просто неудачные места, которые могут испортить подкаст. Можно переставлять куски местами, меняя сценарий записи. Именно во время монтажа в запись обычно добавляют различные эффекты, музыку, саундтреки. Монтаж звукового ряда – непростая работа, возможно, сначала не все будет получаться. Можно изучить статьи на специализированных сайтах, где много советов по звукомонтажу.

Музыкальные композиции

В подкасты разрешено включать различные музыкальные композиции, но здесь возникает вопрос использования авторских прав. Можно бесплатно использовать те или иные песни или мелодии в качестве цитат, если в подкасте речь идет об определенном исполнителе или мелодии. Однако нельзя просто так взять песню в качестве фона. За это нужно платить.

Музыку для подкаста можно купить или заказать у композитора или приобрести на специальных сайтах, которые работают для подкастеров. На них собраны базы мелодий или треков для подкастов. Здесь можно купить или взять на специальных условиях любую понравившуюся мелодию. Иногда автор просто требует указать его имя при использовании мелодии.

В подобных базах можно также найти различные звуковые эффекты или шумы, которые необходимы при создании подкастов. Например, звук автомобиля, скрип колес, шум падающей воды.

Трейлеры: зачем они нужны?

Трейлеры делают для продвижения подкастов. Их можно сравнить с трейлерами для кинофильма. Короткий аудиоролик поможет донести аудитории смысл и ценность вашей записи. Трейлеры обычно делают из самых ярких фрагментов подкастов. Лучше всего подойдут наиболее интересные моменты интервью, смешные фразы из ток-шоу или какая-нибудь интригующая звуковая картинка.

Не менее важным для продвижения сайта является его обложка. Яркая и оригинальная картинка имеет больше шансов привлечь внимание пользователей. Следует помнить, что подкасты в приложениях обычно отображаются небольшими значками, поэтому для подготовки обложки лучше не использовать мелких элементов. Их просто не будет видно.

Продвижение

Продвижение подкастов – отдельная большая тема, в которой есть масса своих нюансов. Если говорить кратко, то пока нет единой площадки для продвижения подкастов. Для общения с потенциальной аудиторией можно выбрать одну из перечисленных платформ: Apple или Google Podcasts, Spotify, «Яндекс.Музыка».

Подкастеру не придется загружать файл на каждый из указанных сайтов отдельно. Можно просто один раз создать RSS-поток, а затем выкладывать его на каждую площадку со всей необходимой информацией.

Заключение

Подкастинг дает огромные возможности для работы с аудиторией. Самое важное, что он открыт для всех желающих. Любой человек с минимальными вложениями может делать собственные подкасты. Этот формат появился в 2004 году, а уже через год «подкастинг» стало официальным словом года. Сегодня все больше людей начинают вести свои подкасты в сети, скорее всего, подобный формат подачи контента станет одним из самых популярных в ближайшие годы.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно