Тональность в музыке

Музыка, как и любое понятие, связанное с искусством, богата на бесчисленные термины. Какие-то из них кажутся довольно простыми даже для людей, которые никогда не вникали в суть этого вида направления в творчестве, другие – осложняют жизнь не только любителям, но и специалистам. Ведь профессионалам своего дела необходимо не только качественно воспроизводить звуки, но и разбираться в теории – технических аспектах их деятельности для дальнейшего использования знаний на практике. Одним из таких понятий для музыканта или певца является тональность в музыке, определение которой знать необходимо, если есть желание расти, как мастеру.

Любому музыканту важны не только навыки или владение голосом (инструментом), но и специализированные знания, которые будут активно применяться в учебе и работе. Музыка имеет не столько творческую составляющую, сколько математические данные, которые нужно уметь обрабатывать, иначе есть риск застрять на стадии ознакомления с музыкальной культурой.

Что такое тональность в музыке?

Тональность (от латинского «tonus», что в переводе означает слово «тон») – это статичное положение музыкального звука на одной конкретной высоте или, по-другому, привязка к определенной звуковой дорожке.

Тональность – она заключается в гармонизации мажорных или минорных звуков, находящихся в квинтах. Как составляющие этой гармонии трезвучия согласных называются тоническими, доминантными и субдоминантными. Простейшая форма проявления тональности — это каденция. Но диссонанс содержит и тональные отношения, поскольку компоненты тоники, доминанта и субдоминанта звучат в нем вместе. В принципе, тональность проявляется в последовательности звуков, в которой появляются тонические, доминирующие и субдоминантные тона — в любой форме.

Эти семь тонов образуют гармонический ансамбль: тональная композиция ключ.

Термин тональность был создан для описания гармонического принципа музыки, основанного на мажорной и минорной тональностях. (Фетис ввел этот термин как принцип, лежащий в основе отношений между тонами звукоряда.) Однако с самого начала не задерживались долго на анализе и выводе этого принципа «тональности»; вместо этого категория тональности была тот час же растворился в абстракции «осмысленного порядка», под которым можно было бы тогда вообразить всякие вещи.

Арнольд Шенберг, например, считал, что более частое повторение тона составляет тональность, а избегание повторения тона создает атональность. Гармоническое своеобразие тональных отношений теперь настолько скрылось из виду, что простое существование (неопределенного) отношения уже признается фактической детерминацией. Соответственно, термин «родство» предпочтительнее, и разница между модальная и тональная музыка, игравшая центральную роль в формировании термина, совершенно явно исчезает в популярных определениях тональности. Первые уже не хотят знать, что гармоническая музыка и гармонические тональные отношения есть нечто иное, чем взаимосвязь между атакой, падением и тоном декламации в средневековом церковном пении.

Характеристики и особенности

Любая тональность в музыке имеет соответствующее ей название, из двух критериев: тоники и лада. Насчитывается 30 в общем количестве, две из которых существуют безо всяких знаков: эти тональности называются «до-мажор» и «ля-минор». Остальные 28 тональностей имеют обозначения в виде знаков, из них имеют своё количество.

Как правило, в гармонической тональности регулярно сменяются гармонические центры звука, которые делают акцент на тяготении или притяжении звука.

В целом, тональность в музыке и её определение включают в себя множество понятий, которые нужно рассматривать по-отдельности.

Систематическая организация

С помощью тональности можно описать любую структурную систематическую организацию по высоте звука в музыке любых жанров, начиная от классики, и заканчивая современным рэпом.

Это применимо и к гармоническим созвездиям из теорий Жана-Филиппа Рамо, и к основным изменениям в технике двенадцати тонов, которые открыли уже давно. Ближе к середине XX века стало известно, что триадическая структура не всегда работает с тональным центром, ведь гармонические данные могут обрабатываться в качестве референциальных деталей и элементов.

Теоретическая расстановка полей

Тональности в музыке дают определение так званого «языка эмоций», то есть способа передачи информации невербально: с помощью телодвижений, мимической активности, звуков и психических реакций. То есть включаются интуиция и рефлексы человека, пока разум пытается обработать данные, которые получает. Однако каким образом звуки воздействуют на психологический настрой слушателей точно неизвестно до сегодняшних дней. Восприятие музыки складывается из глобальной картины звуковой информации; информация, в свою очередь, также передается через музыку и звуковые эффекты. Именно для считывания данных необходима система отсчёта слышимой информации. Тональность в музыке с этим справляется лучше всего.

В музыке нет строгих правил и определений, так как она абстрактна. Ввиду отсутствия конкретных данных и единиц измерения, усложняется процесс восприятия музыки эмоционально. Точнее усложняется обработка данного процесса человеческим мозгом – для реакции используются вышеупомянутые рефлексы человека; для тщательной обработки этих реакций нужны большие ресурсы мозговой активности и самосознания, что человеку свойственно лишь в малой степени. Однако общую композицию тональности в музыке или звуке человек в состоянии поймать: слушая потоки тонов, которые отображаются во временных рамках, индивидуум в состоянии распознать общие смыслы в «скелете» музыки. На этом фундаменте существуют звуки и аккорды, которые строятся вдоль временной полосы, из-за чего музыка воспринимается неким гравитационным полем, что работает с помощью силы притяжения.

Контраст с модальными и с тональными системами

Понятия модальности и тональности имеют под собой общее основание:

  • обе системы обнаруживают под собой высоту тона, на которой строится мелодия;
  • у них может быть один тональный центр за всё произведение, в состоянии меняться по мере всего звучания композиции;
  • модальность и тональность используют гамму из семи нот для высоты тона.

Отличия между модальной и тональной системами заключаются в гармонических контактах, что окружают тональный центр в произведении или звуковой дорожке.

Тональность в музыке – это определение общепринятой гармонии, которая использует две составляющие: минор и мажор.

Справочный тоник

Тоникой называется триадический аккорд, у которого имеется самая большая и крепкая стабильность. Из основного тона аккорда образуется имя для тональности. На простом языке это «большой босс» в компании композиции и её элементов.

Тональные теории

Теория тональности в музыке по своему определению занимается описанием разработки музыки, что включает системы настройки и методики по созданию композиций.

Представление о музыке пополняется с каждым годом шире и разноплановее, поэтому на сегодняшний момент музыка – это не только звуковые явления, но и тишина, а также её элементы, которые присутствуют в произведении или звуковом ряде. Раньше тишину не включали в понятие музыки, однако со временем специалисты дошли до того, чтобы внести её в данную категорию.

Синоним «ключ»

Ключом тональности в музыке называют систему связанных аккордов, которые происходят от минорной и мажорной гаммы с тоникой. С помощью этой структуры можно легко ознакомиться с данными композиции.

Форма

T-S-D или, как её называют иначе, функциональная триада – не единственная реализация тональности, как принципа лада. Бывают и другие формы тональности в музыке. Определение протональности или тональности «рыхлой» можно видеть в гармонии сочинений эпохи Возрождения и изредка других веков. Форма, которая состоит из трёх разделов: экспозиции, разработки и реприза называется сонатной. Однако, помимо этих форм, существуют и другие, с которыми музыканту рано или поздно придется ознакомиться.

Звукоряд, лад, тоника

Неустойчивыми звуками считаются звуки противоположные устойчивым. И, соответственно, наоборот. Первым свойственно тяготение к ближним устойчивым тонам, которые соединяются точками опор. Когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, в сфере музыкальной деятельности это называют разрешением.

Соотношение работы звуков подчинено определенным законам, которым стоит следовать. Данное понятие называют ладом. Базой любой мелодии является организация соотношения слуховых данных в музыке, что задает определенный тон настроения или же характера её содержанию. С помощью минорной тональности можно создать депрессивную мелодию, с помощью мажорной – веселую мелодию.

Тон, частичный тон, обертон, вибрация

Музыкальный тон – это слышимый результат регулярных акустических колебаний. Колебания голосовых связок, струн, закрытых воздушных столбов и т. д. передаются в ухо через звуковые волны в воздухе, который поглощает колебания и делает их доступными для восприятия. Тон появляется тем выше, чем выше частота колебаний. В принципе такое колебание состоит из целого ряда парциальных колебаний, которые колеблются с удвоенной, тройной, учетверенной и т. д. частотой основного колебания.

Разложение колебания на составляющие его колебания

В зависимости от их относительной доли в общей вибрации эти гармоники формируют тембр тона. Точно так же природа шума идентифицируется взаимодействием многих вибраций. Но в то время как шум представляет собой беспорядочную смесь вибраций, состав которой подвержен постоянным изменениям, в основе звука лежит регулярная и непрерывная вибрация с четко различимой основной частотой. Звонкий тон характеризуется тем, что он особенно богат обертонами. В этом отношении музыкальный тон является сложным продуктом инструментальной конструкции, создавшей эту звучность соответствующими резонансными органами и другими техническими средствами. На этой основе развивается тембровое разнообразие, с одной стороны, но и гармония тонов.

Параллельные и одноимённые тональности

Параллельные тональности стоят друг с другом на малой терции. Минорная тональность находится от мажорной вниз на малую терцию.

Одноименные тональности имеют одинаковые тоники – к примеру, до-минор и до-мажор.

В этом и заключается отличие двух видов тональности в музыке.

Созвучие и диссонанс

Это категория одновременных и / или последовательных звуков. На западе созвучие традиционно считается чем-то воодушевленным поднимающим настроение и приятным в то время, как диссонанс – воплощение грубых, резких и тёмных смыслов. В терминах составляется дихотомия: то, что считается диссонансом, не может быть созвучным; то, что считается созвучием, не может диссонировать. Создаётся градиент звучания, если рассмотреть ситуацию внимательнее. Когда комбинации нот звучат вместе, слушатель испытывает либо напряжение (диссонанс), либо покой (созвучие).

Отдельные аккорды и их интервалы воспринимались известными (и не только) композиторами по-разному на протяжении всех веков. Интервалы – это частота колебания одной звуковой волны по отношению к частоте колебания другой. Таким образом, получается, что субъективная градация от созвучия к диссонансу соответствует градации отношения звуковой частоты от простых соотношений к более сложным.

Тональный центр и тональности минор-мажор (диезные и бемольные тональности)

Тональностей в музыке 30. Все они делятся на три группы:

  • «до-мажор» и «ля-минор» – тональности без знаков;
  • по 7 минорных и мажорных тональностей с диезами. В общем количестве 14;
  • по 7 минорных и мажорных тональностей с бемолями. В общем количестве 14, как и в тональностям с диезами.

Бемольные тональности в названиях, как правило, имеют слово «бемоль». К примеру, си-бемоль мажор, ля-бемоль мажор и другие подобные тональности. Исключением есть фа-мажор, которая также является бемольной, однако не имеет в названии этого слова. То есть, другими словами, в таких тональностях, как соль-бемоль мажор, до-бемоль мажор или фа-мажор обязательно будут ключевые бемоли (по количеству от одного до семи).

Диезные тональности не имеют никаких упоминаний слова диез, а также знаков альтерации (хоть и бывают исключения, как и в предыдущем случае с бемолями), со знанием чего можно понять отличительные особенности диезов и бемолей. Диезные тональности это: соль-мажор, ля-мажор, фа-диез мажор и все остальные. Однако исключением является тональность до-мажор – хоть у нее нет знаков, к диезным тональностям она не относится. Фа-мажор соотносится с бемольными тональностями, поэтому эта тональность также идёт, как исключение из правил.

Все диезы и бемоли появляются в строгой последовательности:

  1. Порядок тональности диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Например: с одним диезом будет фа-диез; с тремя – фа-диез, до-диез и соль-диез; с пятью – фа, до, соль, ре и ля-диезы.
  2. Порядок тональности бемолей идёт также, как и порядок диезов, однако двигается в обратном направлении: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Пример: с одним бемолем выходит си-бемоль; с двумя бемолями образуются си-бемоль и ми-бемоль, с четырьмя – си, ми, ля и ре-бемоли.

Таблицы тональностей

Для большего углубления в тему и ознакомления с музыкальными тональностями, можно посмотреть на списки в виде таблиц, предоставленные ниже, которые изображают:

Мажорные тональности в музыке

До-мажор – C-dur Фа-мажор – F-dur
Ре-мажор – D-dur

– B-dur

Си-бемоль-мажор
Ля-мажор – A-dur

– Es-dur

Ми-бемоль-мажор
Ми-мажор – E-dur

– As-dur

Ля-бемоль-мажор
Си-мажор – H-dur

– Des-dur

Ре-бемоль-мажор
Фа# мажор – Fis-dur Соль
Бемоль-мажор – Ges-dur До-бемоль
До# мажор – Cis-dur
Мажор – Ces-dur
Соль-мажор – G-dur

Минорные тональности в музыке

Ля-минор – A-moll До-минор – C-moll
Соль-минор – g-moll Фа-минор
Си-минор – H-moll Си-бемоль
Фа# минор – Fis-moll

F-moll

Ми-бемоль
До# минор – Cis-moll Ля-бемоль
Соль# минор – B-moll Ми-минор
Ре# минор – Dis-moll
Минор – As-moll
Ля# минор – Ais-moll

E-moll

Ре-минор – D-moll

Зачем нужны тональности

При ознакомлении с музыкальным искусством новичков интересует два вопроса: можно ли обойти тему тональностей и как? Однако это неверный путь, ведь тональности, на самом деле, облегчают задачу исполнения музыки в дальнейшей практике.

При занятиях музыкой люди быстро улавливают, что мажор звучит позитивно, а минор – печально. И самое интересное: на всяком инструменте, будь то гитара или рояль, минор звучит негативно, а мажор – несёт в себе нотки веселья. Человек далёкий от музыки тоже распознает различие в этих тональностях, хоть и не сможет дать им определение. Он поймет всё на интуитивном уровне, поэтому знания данной тематики позволят человеку разбираться в музыке более осмысленно. Человек знающий, профессионал или хотя бы любитель быстро распознает систему тональностей, с помощью которой воспроизведет или предугадает дальнейшее течение мелодии. Потому что такая личность знакома с базой (фундаментом) по построению музыки.

Тональность и функциональная гармония

Гармония создаётся из двух составляющих: звуков, которые либо идут друг за другом, либо звучат одновременно. То есть в данной ситуации гармония означает не столько баланс между звуками, сколько их взаимодействие между собой. Такое явление называется сочетанием в мире музыки. Один звук совмещается с иным, благодаря чему выходит сочетание, по которому выстраивается иерархия звуков.

При одноголосой мелодии внутри нее звуки делятся на устойчивые и неустойчивые.

Тональность и чувство музыкального направления

Понимание и умение воспроизводить движения и действия во временном отношении музыки называются чувством ритма. После исследований учеными выяснилось, что люди, слушая музыку, бессознательно двигаются в такт мелодий. Те, кто развивают в себе это качество, имеют хороший слух, а значит, разбираются в музыке, если не углубленно, то, как минимум, хорошо; кто подавляет – со временем теряет чувство ритма и способность взаимодействовать с музыкой. Это также сказывается на контакте с миром, ведь повсюду человеческий разум окружают звуки, будь то голоса других людей или шум автомобилей. Поэтому работу слухового аппарата и чувство ритма необходимо развивать.

Чувство ритма дано от природы и касается эмоциональности человека. Так что отклик на музыку – всегда проявление эмоциональных импульсов и реакций, в первую очередь, и уже потом происходит логическое осмысление звуков.

Поэтому чувство ритма – это умение переживать мелодию в двигательных реакциях, то есть проживать эмоции и передавать их через телодвижения.

Модальная музыка , держать тон

Модальная музыка — это регламентированная форма музыки с устойчивым тоном. Добуржуазные социальные системы систематизировали монотонное пение некромантии и поклонение Богу для своих обрядов. Они зафиксировали тона в тональной системе. Количество тонов и расстояние между ними определялись умозрительно, с более мистическими представлениями, чем любое понятие гармонии. Тональные системы ладовой музыки, зафиксированные в различных высоких культурах, имеют одну общую черту, несмотря на их различия: они содержат набор тонов для песен, модальности которых регулируются как предписанные способы обращения с этими тонами. Ядром так называемых ладов — отсюда и название ладов — является определение тона как выдержанного тона (тенора). Средневековые лады (= церковные лады) — типичный пример принципов ладовой музыки. Совершенно классической базовой формой модального музицирования является псалмодия .

Там, где она еще не вытеснена тональной музыкой, в отдаленных районах еще сохранились остатки ладовой музыки.

Как определить тональность

Чтобы понять тональность в музыке, помогут такие определения в алгоритме:

  1. Сначала нужно обратить внимание на состав звуков, при этом учитывая знаки ладов;
  2. Нередко начало мелодии – это один звук, который входит в тонические трезвучия;
  3. Последний звук также является тоническим трезвучием;
  4. Если в композиции отсутствуют полные трезвучия, то нужно заметить два звука, которые составляют тоническую квинту. Они следуют один за другим.

Краткая формула по определению тональности в музыке: поиск тоники; определение лада; из тоники и лада составляется тональность.

При определении музыкальной тональности в нотном тексте нужно посмотреть на знаки при ключе. Одинаковый их набор бывает лишь у двух тональностей.

Тональная музыка

Вся тональная музыка заключается в аккордах, поэтому распознавание I, IV и V тональности важно для тренировки слуха. Аккорды сменяются друг другом предсказуемо и в соответствии с правилами. Знания базовых последовательностей изменений позволит сэкономить время при подборе аккордов к композиции на слух. Аккорды в тональностям двигаются по квинтам, поэтому следует помнить о таком правиле: IIIm -› VIm -› IIm -› V -› I

Тональная музыка — это музыка, основанная на мажоре и миноре, следовательно, музыка на гармонической основе. Название «тональный» уместно, поскольку гармонический принцип тональности, основанный на мажоре и миноре, лежит в основе всех ритмических и мелодических формальных определений тональной музыки. Исторически тональная музыка развилась из модальной музыки при переходе от средневековья к современности развитый. И это не случайно, ибо тональная музыка порывает с приверженностью модальной музыки религиозной основе, ритуальной монотонности принципа выдержанного тона, мистическим правилам и спекулятивным тональным системам.

Он кладет музыку на собственную, а именно гармоническую основу и тем самым соответствует современному материалистическому мироощущению, которое делает наслаждение звуком исходным пунктом музицирования. Таким образом, тональная музыка есть только полностью развитая музыка, музыка в истинном смысле. То, что это всего лишь исторически эфемерный вид музыки, — это слух, распространяемый сторонниками атональной музыки.

Теоретические основы

Принципиально важен такой подход: работа не с конкретной структурой, а с общей сутью подобной структуры, то есть в более глобальном плане.

Для этого существует два важных критерия:

а. Закон общей логики

b. Его реализация и воплощение

В итоге по отношению к закону общей логики в высотной структуре знаменитый сборник законов гармонии классики становится одним из точных вариантов его воплощения в реальность.

Такая трактовка в эстетическом виде выражается, как диссонирующее сочетание и его ценность, а не в качестве образа оттеснения времени. Ощущение диссонанса довольно популярное чувство, поэтому это не миф, выдуманный так званой «элитной» социальной группой.

Новое трактование диссонанса в техническом плане означает высвобождение от обязанностей решения некоторых задач, что влияют на композиторское мастерство.

Методы определения ключа

Чтобы определять ключевые знаки тональности в музыке, необходимо само определение и понимание работы в порядках диезов и бемолей: последний диез идёт ниже тоники на ноту; последний бемоль является заключительным в тонике. Сначала нужен ориентир в мажорных тональностях; после нужно найти параллель минорных тональностей.

Заключение

Новичку тематика тональностей может показаться сложной, однако со временем разобраться в ней будет гораздо проще. Выучив тональности в музыке и другие определения, можно научиться создавать собственные трезвучия, тем самым строя уникальное звучание, непохожее на другие.

Автор

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно