STUDIO
[linguise]

Студийные мониторы

Студийные мониторы

Те, кто занимается написанием музыки в приложениях для создания музыки, знают о том, что созданный микс при прослушивании на сторонней акустической системе может звучать совсем не так, как это было в студии. Основная тому причина — это использование усилителей в бытовой акустике, которые не просто усиливают звук, но и «улучшают» его. То есть делают более выразительными низкие частоты, выделяющийся «верх». Поэтому со временем каждый начинающий музыкант приходит к тому, что для организации домашней звукозаписывающей студии ему необходимо приобрести студийные мониторы. В чем заключается их особенность? И почему для работы со звуком они подходят лучше, нежели бытовые акустические системы?

Чем отличаются студийные мониторы от бытовых динамиков

Бытовые акустические системы условно можно разделить на 2 категории:

  1. Активные. То есть в самых колонках уже интегрирован усилитель (как правило, транзисторные или интегральные). Он же отвечает за преобразование входящего звукового сигнала, что позволяет слушателю настроить интенсивность высоких, низких частот, включить реверберацию, прочие эффекты.
  2. Пассивные. Представляют собой акустику, которую необходимо подключать через внешний усилитель.

Но всех их объединяет то, что у них по умолчанию обрабатывается звук для более гармоничного звучания в условиях обычной комнаты. В частности, делается акцент на низких и высоких частотах, из-за чего «середина» чаще всего получается без четкого разделения по инструментам. И такая акустика универсальная: отлично подходит как для прослушивания музыки, так и для просмотра видео, кинофильмов.

Студийные мониторы же выпускаются как активная акустическая система. Но встроенных в них усилитель никак не обрабатывает звуковой сигнал. Все частоты получаются «плоскими», расширенной динамики в звучании там попросту не предусмотрено. И это как раз и позволяет услышать мельчайшие детали в записываемом звуке, выявить незначительные дефекты и в дальнейшем, используя микшер, устранить их.

И речь идет не только об использовании «специальных» усилителей в студийных мониторах. Корпус колонок, их форма, применяемые в производстве материалы — всё это спроектировано так, чтобы полностью нивелировать возможное искажение звука.

Поэтому, когда рядовой слушатель включает музыку на студийных мониторах, то у него может возникнуть мнение, что это — низкокачественная акустика. На деле же на звук кардинально влияет то, что именно является источником воспроизведения, а также тип используемой записи (цифровая, аналоговая, мастер-запись).

Ещё одно важное отличие — это то, как динамики распространяют звук в помещении. Бытовая акустика сконструирована таким образом, чтобы он распространялся равномерно по всей комнате. Студийные мониторы являются направленными, и рассчитанные на работу в студиях, где стены покрыты звукоизоляционным материалом (то есть практически не отражают звуковые колебания).

Какие бывают студийные мониторы

Условно студийные мониторы разделяются на 3 класса:

  • для ближнего расстояния;
  • для среднего расстояния;
  • для больших помещений.

Отличаются именно размером и направлением распространения звуковых волн. Подбирать их следует исходя из того, какая площадь студии, где планируется установить такие динамики. Здесь не работает принцип: «Чем больше размер динамиков — тем выше запас громкости». Допускается их комбинирование, но в этом случае рекомендуется отдавать предпочтение мониторам от одного и того же производителя.

А может просто использовать наушники

Для микширования действительно можно использовать студийные наушники, ведь они в большинстве случаев обходятся дешевле полноценной акустической системы, их можно быстро настроить, компоновка помещения и материал стен никак не влияют на итоговый звук. Но использование полноценных студийных мониторов предоставляет следующие преимущества:

  1. Снижает нагрузку на слух. Опытные звукорежиссеры отлично знают, что продолжительная работа с наушниками плохо сказывается на дальнейшей чувствительности барабанных перепонок. Проще говоря — слух постепенно будет ухудшаться.
  2. Использование студийных мониторов позволяет оценить, как будет звучать записываемый трек в «полевых» условиях. То есть при прослушивании дома, в салоне автомобиля, в концертном зале и так далее.

И установка студийных мониторов по умолчанию делает студию более «профессиональной» в глазах потенциальных исполнителей. Косвенно это может послужить поводом для увеличения стоимости предоставляемых услуг. Ведь не секрет, что даже домашние студии многие сдают в аренду для получения дополнительного дохода.

На какие характеристики обращать внимание при покупке

Каждый опытный звукорежиссер утверждает, что всегда нужно «доверять своим ушам». Потому что идеальных студийных мониторов не существует. Технология производства динамиков такова, что даже мельчайшие отклонения в конструкции (которые можно списывать на допустимое отклонение от нормы, измеряющейся в микронах) — уже имеет влияние на звук. Поэтому характеристики, что указывает производитель — это важный, но далеко не самый главный критерий для выбора акустической системы для студии звукозаписи.

Обращать внимание нужно на следующие параметры:

  • частотные характеристики;
  • заявленный максимальный уровень громкости;
  • чувствительность;
  • импеданс;
  • тип мониторов (для близкого, среднего, дальнего поля);
  • дополнительный функционал (наличие функций для базового микширования, обрезки частот, система автоматический настройки под параметры помещения).

Частотные характеристики

Демонстрирует, какой спектр частот потенциально способны воспроизвести студийные мониторы. У большинства моделей это диапазон от 50 Гц до 20000 Гц. И это как раз соответствуют спецификациям человеческого слуха. То есть именно в этом спектре человек слышит звуки.

Многие могут заметить, что на самом деле слышимый диапазон — от 16 до 20000 Гц, что также подтвердил Майкл Мейер (музыкальный теоретик из Германии). Однако в спектре от 16 до 50 Гц номинально что-либо услышать могут всего 10 – 20% из всех людей. Потому что этот самый слышимый диапазон с возрастом сужается. Поэтому такие частоты и не используются при создании музыки. Соответственно, акустические системы их тоже «игнорируют».

Можно ли утверждать, что чем шире частотный диапазон у студийных мониторов — тем они более «точные»? Нет, потому что необходимо ещё учитывать анализ частоты в зависимости от текущей амплитуды. А это уже выполняется через спектральный анализ. Производители нередко приводят эти сведения на своих официальных сайтах. Что подразумевает анализ частоты и её зависимость от амплитуды? Если говорить просто, то это громкость, которую может «выдать» акустика на том или ином частотном участке. Например, на средних частотах в 10000 Гц — это максимально возможные 80 Дб. А на 50 Гц это будет всего до 25 Дб На более низкой частоте в 30 – 40 Гц — всего 15 Дб, а такую «громкость» человек попросту не воспринимает. И оптимальный вариант — это когда на всем частотном спектре колонки выдают «приемлемую» громкость, которую способно распознать человеческое ухо.

Для чего тогда выпускают мониторы, которые способны воспроизводить звук в диапазоне свыше 20000 Гц, если человек это все равно не сможет услышать? Это своего рода «запас» для частотного спектра, который позволяет сделать высокие частоты более точными. Именно в этом диапазоне чаще всего возникают искажения при увеличении громкости.

Но вместе с этим ориентироваться только на частотные характеристики и амплитуду — не стоит. Этого недостаточно чтобы полностью оценить точность мониторов. Рекомендуется выбрать несколько подходящих по бюджету и характеристикам мониторам и сравнивать их напрямую по звуку.

Заявленный максимальный уровень громкости

Иногда в технических характеристиках студийных мониторов ещё указывается как «SPL», то есть «уровень звукового давления», которое генерирует встроенная в акустику мембрана. Указывается в децибелах. Вот только производитель не описывает, каким образом производится замер, на какой частоте. В большинстве случаев просто включается «фоновый шум», затем постепенно меняется частота от 50 до 20000 Гц и делается замер обычным шумомером. Наивысшее полученное значение как раз и указывается в характеристиках.

Но гораздо важней во всем этом — значение THD, то есть «гармоническое искажение». Оно показывает, на какую долю искажается входной сигнал при изменении громкости (как увеличение, так и уменьшение). Чем ниже THD — тем лучше. Указывается в процентах (например, 0,6% THD при SPL 100 Дб).

Но эти характеристики описывают акустику при эксплуатации на громкости при крайнем отклонении от среднего значения. Вряд ли кто-то будет их всегда включать на «максимум» или наоборот — «на минимум». Поэтому не всегда высокий THD говорит о том, что рассматриваемые студийные мониторы — не точные. Это может означать, что производитель более ответственно отнесся к проведению замеров! Опять же следует напомнить, что итоговый выбор совершается «на слух».

Чувствительность

Данная характеристика указывает, какое количество энергии затрачивается для достижения определенного уровня громкости. И это относится только к самому динамику, никак не затрагивая используемый усилитель. Соответственно, этот критерий важно учитывать при выборе пассивных студийных мониторов. Например, в технических спецификациях может быть указано значение 85 Дб SPL на 1 Вт на расстоянии в 1 метр. Это означает, что при потреблении 1 Вт с усилителя динамики способны создать звуковое давление в 85 Дб при измерении шумомером, размещенном в 1 метре от мембраны.

На что это влияет? Это важный критерий при выборе акустической системы под определенную комнату. А также указывает, какой мощности усилитель для неё будет совместимым. При организации домашней звукозаписывающей студии этот параметр, как правило, игнорируется. Да и начинающие музыканты чаще всего подбирают активные студийные мониторы. То есть в них уже встроен оптимальный по параметрам усилитель.

Импеданс

Эта характеристика тоже относится только к пассивным студийным мониторам. Указывает на то, какое электрическое сопротивление создаёт динамик для усилителя при воспроизведении звука. У большинства студийных мониторов это значение от 4 до 8 Ом, что можно принимать как среднестатистический для них показатель. Но чем выше импеданс — тем более мощный усилитель потребуется для того, чтобы «раскачать» акустическую систему на максимальный уровень генерируемого звукового давления.

Гораздо важней импеданс учитывать при выборе студийных наушников. Ведь в них полноценный усилитель отсутствует. И наушники с импедансом в 16 — 32 Ом будут звучать заметно тише. Ведь они потребляют, в среднем, 1,25 – 1,5 мВт электроэнергии. Далеко не каждая звуковая карта генерирует сигнал такой мощности! А ведь начинающие музыканты чаще всего микшируют музыку именно на компьютере\ноутбуке. Вот в таких случаях импеданс важно учитывать.

Если же приобретать планируется активные студийные мониторы, то эту характеристику тоже можно игнорировать. Ведь производитель уже установил оптимальный по мощности усилитель, который полностью рассчитан на сопротивление используемых динамиков.

Тип студийных мониторов

Также в характеристиках абсолютно всех студийных мониторов указывается, для какого «поля» они предназначены: для близкого, среднего, дальнего. Простыми словами — это оптимальное расстояние, на котором необходимо размещать акустику, чтобы слушатель получил максимально сбалансированное и гармоничное по частотам и диапазону звучание. Чтобы звук был таким, «каким его и запланировал сделать производитель». Студийные мониторы в комнате размещаются так, чтобы слушатель был верхней точкой равнобедренного треугольника. То есть мембраны мониторов должны направляться именно в сторону его головы. И расстояние между ними, а также до слушателя, необходимо выдерживать одинаковым. Только в этом случае гарантируется, что баланс будет правильным, без перевеса в один канал звучания.

В студийных мониторах «ближнего» поля оптимальной является дистанция в 1 – 2 метра. Для «среднего» — в районе 2 – 3,5 метров. Для «дальнего» — свыше 3,5 метров. Последние следует выбирать только для действительно огромных звуковых студий.

А что можно сказать насчет «спаренных» динамиков. То есть когда мониторы представляют собой единый цельный корпус, в который помещается 2 мембраны. Для них тоже предусмотрено множество вариантов использования. И это нередко является оптимальным вариантом для небольшой домашней студии звукозаписи, когда нет возможности приобрести более дорогостоящее профессиональное оборудование.

А что будет, если установить студийные мониторы для «дальнего поля» в компактную студию? Спектральный анализ покажет явный выступ некоторых частотных диапазонов (как правило, только верхний и нижний).

Дополнительный функционал

Наличие базовых инструментов микширования — обязательно, если мониторы приобретаются не под профессиональную студию со звукоизолирующей обшивкой. Ведь на итоговое звучание существенно влияет материал стен. Например, пластик очень хорошо отражает звуковые колебания, как и гипсовая основа. Дерево — наоборот, «поглощает» звуковые колебания, поэтому слышимость низких частот в этом случае будет снижена. Регуляторы баса, высоких частот как раз и позволяют нивелировать эти факторы. И их наличие особенно важно, если готовой студии — нет, и может оказаться, что микшированием своих треков музыканту придется заниматься сегодня в спальной комнате, а завтра — в гараже.

Ещё у многих современных студийных мониторов предусмотрена функция автоматической корректировки звука исходя из помещения, где они установлены. Как это работает? В корпусе такой акустической системы интегрированы высокочувствительные микрофоны, настроены на «улавливание» остаточных акустических волн. Проще говоря — они «слушают эхо», которое оставляет после себя звук. А оно как раз и зависит от материала стен. И чем эхо сильнее — тем больше вносится изменений во входной сигнал для его корректировки, чтобы итоговый звук был максимально плоским. Это действительно удобно, но в то же время работает как «самоуправляемый автомобиль». Функция позволит сэкономить время и упростить начальную настройку мониторов при установке в студии, но всегда остается риск, что система сработает некорректно и низкие или высокие частоты окажутся излишне выраженными. Поэтому можно покупать мониторы с поддержкой такого функционала, но желательно чтобы автоматическую корректировку можно было отключить и задействовать ручную регулировку.

Что ещё необходимо учесть

Также перед покупкой студийных мониторов следует разобраться со следующими нюансами:

  1. Определиться, в какой комнате их планируется активно использовать. И подбирать с «правильным полем» в плане оптимального расстояния от слушателя.
  2. Выбрать, среди каких вариантов планируется выбирать: с активным усилителем или простые пассивные мониторы. Последние подойдут для тех, у кого уже имеется «профессиональный» студийный усилитель. Для домашней студии лучше отдать предпочтение классическим активным мониторам.
  3. Совместимость с оборудованием, к которому планируется подключать акустическую систему. Вполне может оказаться, что дополнительно придется приобретать переходник, а это — дополнительное влияние на итоговый звуковой сигнал. То есть подобного лучше избегать. Естественно, предпочтительно использовать балансный вход, так как он нивелирует материал, тип используемого кабеля, а также защищен от влияния радиочастотных помех.
  4. Цена. Здесь нужно быть просто внимательным. Некоторые производители указывают стоимость уже для готовой пары студийных мониторов. Другие — только для одной колонки (даже если в интернет-магазине на изображении их — пара).

И некоторые студийные мониторы, особенно для «ближнего поля» рекомендуется доукомплектовывать внешним сабвуфером. Определить это также можно «на слух». Если низкие частоты слишком приглушены (то есть у них низкая частотная амплитуда), то без дополнительного усиления баса не обойтись.

Лучшие производители студийных мониторов

А вот мировыми флагманами в производстве студийных мониторов сегодня можно назвать следующие компании/бренды:

  1. Yamaha. Крупнейший и один из самых «старых» производителей музыкальных инструментов, студийных акустических систем. Ежегодный оборот только в этом направлении у концерна занимает порядка 120 миллиардов йен. Одно из главных преимуществ их продукции — это идеальная сочетаемость со звукозаписывающем оборудованием и микшерами их же производства. И именно у Yamaha — одна из самых продвинутых команд акустических инженеров.
  2. KRK Systems. Немецкая компания, основанная в 1986 году Китом Клавиттером. Утверждается, что он принял решение наладить собственное производство студийной акустики после того, как не смог подобрать оптимальные для себя мониторы. Выпускают акустику как в высоком, так и бюджетном ценовом сегменте. Также компания славится тем, что предоставляет возможность индивидуально настроить звучание комплекта мониторов под требования заказчика. Но такая услуга предоставляется только при покупке ограниченного списка акустики.
  3. Beringher. Ещё одна немецкая компания, работает с 1989 года. Находится на 14 месте в рейтинге крупнейших производителей музыкального оборудования. На сегодня концерн владеет несколькими дополнительными компаниями. И именно из-за этого их модели даже в одной ценовой категории бывают как очень удачные, так и наоборот. В общем, рядовому потребителю следует обращать внимание на отзывы.
  4. Presonus. Американский производитель. Эксперты в области звука утверждают, что выпускаемое данным концерном оборудование идеально подходит под современные цифровые микшеры, музыкальные инструменты.
  5. Mackie. Компания больше известна как производитель студийных микшеров. А выпуск мониторов — это второстепенная сфера. Моделей представлено не много, большая часть как раз для домашних звукозаписывающих студий.
  6. Adam Audio. Ещё один немецкий производитель. Выпускает и студийные мониторы, и сабвуферы. Отличительная особенность — это широкий представленный ассортимент акустика в абсолютно разных ценовых категориях. Зато цены умеренные, а ещё с покупкой дополнительных комплектующих (креплений, кабелей, стоек) не возникает проблем.

Популярные студийные мониторы

Невзирая на множество характеристик, которые необходимо учитывать при выборе таких акустических систем, основным критерием при покупке является цена. Поэтому и рассматривать популярные студийные мониторы следует с разделением по ценовым категориям.

Лучшие мониторы до 200 долларов

В эту категорию можно включить следующие модели:

  • Presonus Eris;
  • Beringher Studio.

Presonus Eris

Presonus Eris

Недорогие мониторы, в составе которых предусмотрен также сабвуфер на 4,5 дюйма (воздуховод, который делает низкие частоты более выразительными). Отлично подходят для «домашней» звукозаписывающей студии. Предусмотрен также переключатель Acoustic Space, который позволяет подбирать оптимальное звучание под конкретное помещение. Это не полноценная автоматическая настройка, а просто несколько предустановленных прессетов от производителя. Для подключения предусмотрены TRS, RCA и разъем 3,5 мм.

Преимущества:

  • есть базовый микшер;
  • несколько вариантов подключения.

Из недостатков же указывают на слишком «резкое» звучание при выставлении близкой к максимальной громкости. А ещё басы — не выразительные, многим их покажется недостаточно. Корпус — из простого МДФ. Заявленная производителем номинальная мощность составляет 80 Вт.

Beringher Studio 50 USB

Beringher Studio 50 USB

Одни из самых лучших бюджетных студийных мониторов, представленных на потребительском рынке. И именно их чаще всего эксперты рекомендуют новичкам. Частотный диапазон лишь незначительно десинхронизирован. Низкие — ослабленные, зато середина и высокие частоты — очень хорошо сбалансированы и выразительны. И их можно подключать непосредственно по USB, то есть встроенный усилитель работает также как полноценная звуковая карта. Также для подключения предусмотрены XLR и TRS (1/4 дюйма). Цифровое усиление до 150 Вт, чувствительность — 100 Дб SPL на расстоянии в 1 метр. И внутри установлено аж 4 независимых усилителя, так что каждый динамик работает «автономно».

Преимущества:

  • хороший баланс;
  • можно подключить по USB.

Из минусов — «ослабленный» бас, но это актуально для всех студийных мониторов данной ценовой категории. Если доукомплектовать сабвуфером, то получится аналог в несколько раз более дорогостоящей акустики.

Лучшие студийные мониторы до 500 долларов

В данную категорию можно включить следующие мониторы:

  • Yamaha HS 8;
  • KRK Rokit 5 G4.

Yamaha HS8

Yamaha HS8

Считаются уже культовыми мониторами. Основной для них послужили динамики NS10, от производства которых в Yamaha отказались ещё в 2001 году. Частотный диапазон — от 38 до 30000 Гц. Диффузор — на 8 дюймов. Заявленная мощность — 75 Вт для низких частот и 45 Вт для высоких. Размер самого динамика — 1 дюйм. Звук отлично сбалансирован на всем частотном спектре, нет явного выделения высоких или низких частот. Также в многочисленных отзывах утверждают, что они очень долговечные. Имеются также балансный разъем типа XLR3-31, а также система быстрого подключения iPhone. Есть переключатели Room Control, аналоговые регуляторы высоких и низких частот.

Преимущества:

  • ровная амплитудная характеристика на всем частотном спектре;
  • высокая надежность.

А из минусов указывают только на неудобное размещение регуляторов (сзади). Но на качество звука это никоим образом не влияет.

KRK Rokit 5 G4

KRK Rokit 5 G4

Студийные мониторы для ближнего поля. Общая номинальная мощность составляет 55 Вт. Диффузор — 5,25 дюйма. Диапазон воспроизводимых частот — от 43 до 40000 Гц. И это хорошо заметно при прослушивании: низкие частоты слегка «обрезаны», акцент делается на высоких и средних. Но звук — удачно сбалансирован. Производитель, по всей видимости, предусматривает, что эти мониторы будут использоваться в сочетании со студийным сабвуфером. Звуковое давление — 104 Дб. Балансный вход — комбинированный TRS/XLR. Ещё одна особенность — это наличие множества сформированных настроек для прослушивания мониторов как бытовой акустической системы. Получается недорогой комбинированный вариант.

Преимущества:

  • можно использовать как бытовую акустику;
  • используется комбинированных вход TRS/XLR для подключения.

Из минусов — нехватка басов. Поэтому эти мониторы рекомендуются к покупке тем, у кого уже имеется студийный сабвуфер.

Лучшие студийные мониторы до 1000 долларов

В данной категории можно представить следующие модели:

  • Adam Audio A7X;
  • Mackie HR824MK2.

Adam Audio A7X

Adam Audio A7X

В данных мониторах задействуются твиттеры X-AR, так что каких-либо претензий к качеству звучания предъявить невозможно. Суммарная выходная мощность — 150 Вт (100 для низких частот, 50 — для высоких). Пиковое давление — 114 Дб. Балансный вход XLR, также предусмотрен обычный RCA. Частотная характеристика: от 42 до 50000 Гц. Диффузор — 7 дюймов. Это мониторы среднего поля, что одинаково хорошо звучат как в профессиональной, так и домашней студии. Единственный нюанс: это моноблочная акустика. То есть колонки продаются не парами, а раздельно. Так что итоговая цена для обустройства полноценной студии будет внушительной.

Преимущества:

  • идеальный баланс по частотной амплитуде;
  • «чистый» средний диапазон;
  • есть фронтальные воздуховоды для лучшего распределения баса.

О каких-либо недостатках в отзывах покупатели не уведомляют. Внушительные мониторы, но и по внушительной цене.

Mackie HR824MK2

Mackie HR824MK2

Диапазон воспроизводимых частот: от 37 до 20000 Гц. Мощность — 250 Вт (150 — низкие частоты, 100 — высокие). Относятся к категории мониторов ближнего поля со звуковым давлением до 120 Дб на расстоянии в 1 метр. Диффузор — 8,75 дюйма, при этом используется титановая мембрана, что позволяет не беспокоиться за изменение звука через пару лет активной эксплуатации. И здесь вместо полноценного динамика для баса задействован пассивный излучатель, что заметно снижает искажение звука на низких частотах. А твиттеры здесь дополнительно имеют систему широкого рассеивания звуковых волн. Поэтому «середина» звучит действительно правильно, четко, с явным разделением на частотные спектры.

Преимущества:

  • используется пассивный излучатель для низкочастотного динамика;
  • титановые диффузоры.

Из минусов упоминают только завышенную стоимость. Но это мониторы премиального сегмента, так что здесь производитель вправе «диктовать» свои условия.

Итого, главное отличие студийных мониторов — это минимальное искажение входного сигнала. Они издают именно тот звук, который и зафиксирован в мастер-записи. И это достигается за счет точной настройки звучания ещё на этапе производства. И сами мониторы изготавливают из специальных материалов, которые минимально влияют на распространение акустических волн. Этим и объясняется их более высокая стоимость в сравнении с обычной бытовой акустикой. Но при создании музыки без них обойтись сложно.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно