EN

Сведение музыки

Статьи

14.12.2021

Сведение музыки – один из основных этапов продакшена. Без него песня не звучит как готовое произведение и остается демо-записью. Начинающие музыканты в определенный момент сталкиваются с разочарованием. Ты придумал грувовый бит, запоминающуюся мелодию, красивую гармонию. Подобрал качественные семплы, нашел интересные пресеты синтезаторов. Вроде бы все должно звучать круто и гармонично. Но ты включаешь свое творение друзьям и видишь, что они не впечатлены. Да и сам ты понимаешь, что чего-то не хватает. А не хватает всего лишь сведения.

С живыми инструментами дело обстоит еще печальнее. Вы играете на репетиционной точке, получаете кайф, чувствуете драйв. Уже представляете, как толпы фанатов ломятся к вам на концерт, как треки набирают миллионы прослушиваний. Но записываете свой материал и осознаете, что все не так круто, как казалось на репетиции. И вроде гитары настроены, и играете вы ровно, и к аранжировке не придраться, но без сведения музыка не звучит.

Даже песне с одной акустической гитарой нужна обработка, а композиции с плотной инструментовкой тем более. Нужно свести все дорожки вместе, чтобы они играли согласованно, не выбивались из общей канвы и формировали один крутой микс. К тому же при записи всегда появляются огрехи, неудачные места, призвуки. Сначала аудиофайлы нужно отредактировать и почистить, а затем обработать.

Что такое сведение музыки?

По большому счету это баланс громкостей, баланс частот и окрашивание. Всего три компонента. Но они настолько трудоемкие, что занимают большое количество времени и сил. Не считая постоянного развития навыков, тренировок и обучения. Эта работа требует хорошо развитого слуха, заточенного под специфические задачи. А сведение музыки решает много таких задач.

1. Устранение огрехов записи. Чтобы музыка звучала ритмично, все партии ровняют под общую сетку. Чтобы неприятные резонансы не давили на уши, их отыскивают и вырезают. У мелодии вокала обязательно корректируют интонирование – певцов, которые идеально попадают в ноты, единицы. Бедно звучащие инструменты делают более красивыми и жирными;

2. Разрешение конфликтов между инструментами. Многие считают, что это и есть сведение музыки. Однако это только его малая часть. Чтобы звуки сидели в миксе дружно, их выравнивают по громкости, эквализируют, выделяют каждому место в стереокартине, компрессируют, склеивают групповыми эффектами и т.д.;

3. Построение сцены. Частично это относится и к разрешению конфликтов. Но таким образом звукорежиссер также делает звуковой образ более красивым, интересным, насыщенным и приятным для слуха. Что-то он вынесет на передний план, что-то отдалит, что-то поставит слева, что-то еще чуть левее и т.д. При сведении музыки живых стилей часто применяется сценическая расстановка. Мы как будто наблюдаем за выступлением группы: слева стоит гитарист, рядом несколько бэк-вокалисток, справа трубачи, ближе к центру клавишник. А для плотной электронной аранжировки можно просто сделать стену звука, в которой все сливается;

4. Придание треку окраса. При сведении музыки инди-артистов, возможно, это не первостепенное дело. Но вся коммерческая поп-музыка имеет свой окрас: жирный или интеллигентный, яркий или мягкий, сухой или насыщенный. То же самое со стилями. Кик в хип-хопе – это не то же самое, что кик в хард-роке, хотя исходники могут быть почти одинаковыми. Новый рэп и олдскульный рэп сильно различаются по звучанию;

5. Обеспечение транслируемости. Сведение музыки на высококлассных мониторах, как правило, заставляет песню звучать одинаково хорошо и в наушниках, и на бытовых колонках. Она должна качать в машине, быть разборчивой в торговом центре, дружить с диапазонами смартфона и ноутбука. Это называют словом «транслируемость».

Что понадобится для сведения музыки?

Музыканты годами оттачивают свое мастерство, ищут новые ходы и приемы, анализируют хиты, экспериментируют. Но даже без серьезной подготовки и багажа знаний новичок может сесть за компьютер, открыть онлайн-секвенсор (например, Amped Studio) и за полчаса набросать бит. Со сведением музыки дело обстоит сложнее. Здесь понадобятся специальные ресурсы.

1. Натренированный слух

Чем больше времени человек проводит за выставлением балансов, эквализацией, анализом референсов, тем лучше у него получается сводить. Музыкантам не рекомендуют сводить свои песни самостоятельно, потому что другие уши (к тому же натренированные) намного лучше услышат недочеты, к которым автор привык за время работы над своим творением. У стороннего звукорежиссера есть опыт, навык, знания и свежесть восприятия.

Однако иногда сведение музыки ограничивается только поиском баланса. Некоторые аранжировщики сразу создают хорошо звучащие дорожки. И если щепетильно относиться к своему материалу, то можно сильно помочь микс-инженеру. То же самое бывает, когда микс после мастеринга остается практически в неизменном виде: просто тот, кто сводил, уже приблизил его к идеалу.

2. Мониторинг

Понятно, что музыку нужно через что-то воспроизводить. Но в данном случае качество звуковой аппаратуры будет влиять на качество сведения. Причем, если стоит выбор между дорогими колонками и недорогими мониторами, лучше выбрать второе.

Чем лучше колонки, тем сильнее они украшают звук. Даже ужасный микс на крутых колонках будет звучать сносно. Чем лучше мониторы, тем они честнее. Плохой микс даже на средненьких мониторах звучит плохо. Вы слышите все недостатки и можете их устранить.

Сведением музыки можно заниматься и в наушниках. Но профессионалы стараются этого избегать. Наушники не дают адекватной стереокартины. Да и в конечном итоге песню будут слушать в пространстве, и оценивать ее тоже нужно в пространстве. Хотя сегодня продаются разные программы, которые корректируют звучание наушников, приближая его к студийному. Они как будто делают из наушников профессиональную студию с мониторами.

Но у сведения музыки в наушниках есть и плюсы. Например, избавление от влияния комнаты. Звук, проходя через динамики, приобретает специфическую окраску. Поэтому на разных колонках, на разных мониторах, в разных наушниках одна и та же песня звучит по-разному. Но это полбеды. Звуковая волна отражается от стен, и в разных комнатах она будет приобретать разные характеристики.

С наушниками заниматься сведением музыки можно в самых плохих, неподготовленных помещениях. А вот для работы на колонках или мониторах комнату нужно подготавливать. Самый доступный способ – глушить все минеральной ватой, плотными шторами, звукопоглощающими панелями и т.д. Но это тема для отдельного разговора. В любом случае старайтесь проверять свой микс на разных колонках и в разных комнатах.

3. Звуковой интерфейс

В любом компьютере, который умеет выводить звук на колонки, есть встроенный аудиоинтерфейс. Но почему для сведения музыки этого недостаточно? Дело в том, что этот прибор оснащен АЦП и ЦАП.

АЦП (аналого-цифровой преобразователь) превращает живой, аналоговый звук (голос, гитарные аккорды, удары барабанов) в цифровой код, то есть записывает его в компьютер. ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), наоборот, заставляет этот код звучать, то есть выводит его на колонки.

Если мы ничего не собираемся записывать, АЦП нам вообще не нужен. А вот ЦАП для сведения музыки нужен и должен быть хорошего качества. Качество встроенных в компьютер звуковых карт оставляет желать лучшего. Поэтому музыканту или начинающему звукорежиссеру рекомендуется обзавестись внешней аудиокартой, и чем она будет дороже, тем лучше.

Но этот прибор работает в связке с динамиками. Если у вас нет профессиональных мониторов, то от аудиоинтерфейса толку не будет. Поэтому на старте можно пользоваться встроенной картой компьютера. Не нужно ждать, пока появится возможность заполучить желанное оборудование. Всегда пользуйтесь тем, что есть под рукой.

4. Программное обеспечение

Сведением музыки можно заниматься в той же программе, где вы делали аранжировку. Большинство секвенсоров универсальны: позволяют записывать живые инструменты, набивать биты, редактировать партии, работать с MIDI, сводить, делать мастеринг и многое другое. Также вам понадобятся плагины обработки: эквалайзеры, компрессоры и т.п. Со многими программами они идут в комплекте.

Сведение музыки в онлайн-секвенсорах позволяет вообще обойтись без всяких программ и плагинов. Понадобится только компьютер, планшет или смартфон с наушниками. К примеру, функционал Amped Studio дает все возможности, чтобы свести песню. Здесь можно выстроить баланс между дорожками, панорамировать их, даже автоматизировать панораму и громкость у каждого инструмента. На платном аккаунте открывается еще больше возможностей для автоматизации.

В Amped Studio встроены компрессоры, эквалайзер, гейт, ревербератор и много других эффектов. Даже не придется устанавливать никаких VST. Хотя этот секвенсор умеет пользоваться и VST, которые стоят на компьютере. Мы упомянули, что для качественного сведения музыки важно слушать микс на разных колонках. Amped Studio открывается с любого устройства, на котором есть браузер. То есть мы можем проверять микс где угодно: например, в гостях у друзей или родителей.

Еще эта онлайн-программа дает доступ нескольким аккаунтам. Все музыканты из группы могут работать в ней, слушать дорожки, вносить изменения, пробовать необычные решения, что-то корректировать. Так сведение музыки становится более объективным. Чем больше ушей, тем лучше. Свежее восприятие только помогает работе.

Как сводить песню?

Позже мы поэтапно разберем этот процесс: от маршрутизации до обработки мастер-канала. Но сначала посмотрим на сведение музыки со стороны, чтобы уловить суть, а не повторять действия механически. Узнаем, что именно делает звукорежиссер, когда сводит композицию, и зачем он это делает.

1. Баланс по громкости

Точно выставленные уровни уже делают песню собранной. Но если громкость отдельных дорожек постоянно меняется, микс не будет стабильным. Поэтому инструменты с явными атаками, пиками и провалами обязательно нужно компрессировать. Компрессия сужает диапазон, нивелирует разницу между тихими и громкими звуками.

MОднако сведение музыки – это не только выравнивание и сглаживание. С помощью фейдеров громкости мы можем выстраивать перспективу, как в живописи. Главные инструменты можно сделать громче и тем самым вывести их вперед. То, что играет тише, встает на второй план. А заполняющие мелочи пусть звучат где-то совсем далеко.

Изменение баланса по ходу проигрывания микса помогает сделать песню более драматичной, динамичной, энергичной. Автоматизация – один из важнейших приемов сведения музыки. Мы можем автоматизировать громкость, нарисовав линию, по которой уровень будет меняться. И тогда балансы сместятся: на первый план выйдет другой инструмент, появятся другие акценты, изменится грув.

2. Баланс по частотам

Каждая песня обладает уникальной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ). Но разные инструменты живут в разных диапазонах. При сведении музыки они выстраиваются в сбалансированную картину. Хотя не обязательно добиваться ровной АЧХ.

  • Бас-бочка (Kick) и бас-гитара держат низ примерно от 40 до 800 герц. При этом у них есть и частота присутствия (звон струн или щелчок колотушки) – в районе 1000 Гц.
  • Диапазон малого барабана (Snare) начинается примерно от 200 Гц и занимает весь спектр выше. При этом у него может быть плотный низ около 100 Гц и яркий верх в районе 7000 Гц.
  • Хай-хэт и другие тарелки заполняют весь диапазон средних и верхних частот от 300 Гц и выше. Но часто их сильно обрезают, оставляя только самый верх.
  • Электрогитара – это середина, от 300 до 5000 Гц. Причем пики и провалы на этом участке могут быть распределены самым необычным образом.
  • Диапазон пианино раскинулся примерно от 80 до 10000 Гц. Как и у акустической гитары.
  • Синтезаторы могут занимать самые разные диапазоны, в зависимости от характера звука.

Но для сведения музыки не очень важны диапазоны инструментов. Главное, что кик и бас отвечают за низ, тарелки отвечают за верх, гармонические инструменты располагаются в середине, а над всем этим висит вокал, который занимает все, от низа до верха. Намного важнее конкретные частоты и тот эффект, который дает их усиление или ослабление.

  • 30, 60 или 100 Гц – основная нижняя частота кика и баса. Если у нас низкий кик, а бас сидит на 100 Гц, то вырезаем 100 Гц у кика и добавляем у баса. И наоборот. Так они будут работать согласованно. На 100 Гц также прячется мощь снэйра.
  • 250 Гц – полнота или гулкость. Если на вокале сделать здесь большой горб, получится внутриутробное, коробочное звучание. Если сделать большой вырез, у голоса исчезнет фундамент, он станет вялым, тонким.
  • 600 Гц – Плотность и мутность. Если ее много (например, у бас-гитары), инструмент будет звучать невнятно и мыльно. Если мало, микс потеряет полноту, станет пустоватым.
  • 800 Hz — Bad rooms have a dirty sound at this frequency. You can cut it to clean up an acoustic instrument or vocals.
  • 1,5 кГц – читаемость снэйра, шлепок бочки, звон струн бас-гитары и присутствие вокала. Суть примерно одна – на этой частоте инструмент заявляет о себе. Если ее добавить, голос приблизится к слушателю, но приобретет телефонный призвук.
  • 3, 4, 5, 7 кГц – краски верха. Их нужно просто пробовать по очереди и слушать, какая больше нравится. Важно следить, чтобы не вылезли резонансы и не появилась едкость. В районе 7-8 кГц также живет звук «с», который может бить по ушам.
  • 10 кГц и выше – мягкость и воздушность. Смягчает хэты и снэйры, а вокал делает парящим.

Это лишь примерные ориентиры. Сведение музыки – тонкий процесс, и в каждом конкретном случае эквализация должна быть индивидуальной. У какого-то вокалиста звук «с» может акцентироваться на частоте 9 кГц (а не 7). У какого-то кика шлепок может звучать в районе 3 кГц (а не 1,5). Мутность можно искать по всей нижней середине: от 300 до 1000 Гц (а не только на 600 и 800). Так что необходимо внимательно подходить к каждому инструменту.

3. Баланс по планам

Гармоничную картину при сведении музыки создает и расположение инструментов в пространстве. Не одним лишь фейдером громкости можно приблизить или отдалить инструмент. Пространственные иллюзии создают и компрессоры, и эквалайзеры, и ревербераторы.

К примеру, у некоторых компрессоров регулируются параметры атаки и релиза. Большая (долгая) атака делает удары мощнее, но отдаляет звук. Короткая (быстрая) атака делает инструмент маленьким, но приближает его. Так мозг воспринимает звуковой сигнал. Быстрый релиз вытаскивает всю грязь и создает иллюзию огромного пространства. Долгий релиз делает звук компактным и аккуратным.

Как мы видим, сведение музыки не упирается в одну только эквализацию, но она много на что влияет. Эквалайзер может сделать вокал не только красивее, но и ближе. Мы уже рассмотрели частоту 1,5 кГц, которая заставляет вокалиста выйти из микса на пару шагов. Низкие частоты тоже приближают вокал и любой другой инструмент. Мозг человека привык к тому, что от близкого источника он улавливает больше баса. Это называется «эффектом близости».

Ревербератор, кажется, и создан для того, чтобы при сведении музыки мы получали огромные пространства с летящими во все стороны отражениями. Но у этого прибора есть один параметр, который позволяет оставить впечатление огромности и одновременно вывести голос вперед, не дать ему утонуть в реверберации. Эта настройка называется «Predelay». Она делает паузу между чистым звуком и обработанным, тем самым отрывает эффект от инструмента.

Панорама – еще один мощный способ сделать сведение музыки более качественным. Она дает возможность двигать звук не только вперед-назад, но и влево-вправо. Гитара, играющая сбоку, теряет значимость, потому что она не в центре. Но в то же время она притягивает внимание, потому что локализуется в пространстве. Поставим клавиши в противовес на другой край, и вот у нас уже получилось широкое стерео с двумя точками, которые хорошо прослушиваются, но при этом намекают, что они здесь не главные.

А главными в этой картине всегда выступают кик, бас, снэйр и, конечно, вокал. При сведении музыки их всегда размещают четко по центру. При этом к ним стараются не применять никаких плагинов, расширяющих стерео, чтобы не потерялся фокус. Все широкие синтезаторы кажутся нам фоном. И расширение – это еще один способ работы с пространством. Если ширины не хватает, можно поставить звук слева, бросить на него короткий дилей (желательно, сатурированный) и разместить этот дилей справа. Это один из возможных приемов увеличения объема.
4. Обогащение и украшение

Не всегда сведение музыки требует подобной работы. Бывает, что аранжировщик сделал тембры достаточно жирными, яркими и красивыми. Иногда звукорежиссер получает даже отдельные дорожки с дилеями и реверберацией. Если они звучат достойно, то незачем их переписывать. Но часто звуки требуют дополнительной обработки уже на этапе сведения музыки.

Самый очевидный способ обогащения тембра – сатурация. Нужно просто открыть специальный плагин и добавить немного гармоник. Вносить гармонические искажения могут также эквалайзеры и компрессоры, имитирующие работу аналоговых приборов. К таковым относятся эмуляции PulTec, Teletronix, Fairchild, 1176. Эмуляции ленточных магнитофонов и консолей тоже делают звучание более насыщенным.

Сведение музыки редко обходится без параллельной обработки. Компрессоры, которые дают особенные краски, ставят на отдельные дорожки. Далее на них делают посылы с основной дорожки. Этот размноженный сигнал сильно компрессируют и аккуратно подмешивают к основному. Получается плотный звук с дополнительными обертонами. Разные компрессоры дают разные краски, их можно подмешивать на свой вкус. Так же иногда поступают и с эквалайзерами.

Работу с ревербераторами и дилеями многие считают самым творческим этапом сведения музыки. Действительно, с этими эффектами микс сразу начинает звучать красиво и богато. Но важно не переборщить: реверберация должна быть еле слышна, а отзвуки дилея не должны вылезать на передний план. Проявить полную креативность здесь позволяет автоматизация. К примеру, можно включать дилей в определенных местах, менять его пульсацию или окрас. На каких-то моментах можно удлинять хвост реверберации или повышать ее уровень.

5. Работа с мастер-секцией и группами

Это завершающая стадия сведения музыки. Но некоторые приемы могут использоваться и по ходу дела. Групповая обработка помогает склеить компоненты микса в единое целое. К примеру, если объединить в группу кик, снэйр, хэт и повесить на общую дорожку красящий компрессор типа Slate FG-MU, то он их соберет вместе. Барабаны зазвучат как один инструмент: с общим грувом, с общим окрасом, с общим уровнем.

Иногда сведение музыки требует отдельной обработки инструментальной группы и отдельной обработки вокальной группы. Это, наоборот, помогает немного вывести вокал из микса. Также можно применить сайдчейн-компрессию, чтобы во время звучания вокала вся остальная музыка немного поджималась и голос выходил вперед.

Компрессоры и лимитеры сглаживают микродинамику. А вот макродинамику иногда нужно, наоборот, раскачать. И это делается уже вручную. Работа с макродинамикой может осуществляться во время сведения музыки, а может остаться мастеринг-инженеру. Те места, которые должны взрываться (например, припевы), мы делаем на 1 децибел громче с помощью автоматизации. Там, где эмоции по логике песни должны притухать, мы снижаем громкость. А на припеве снова поднимаем.

Также припевы и куплеты можно по-разному обработать, чтобы они различались. Это тоже поможет развитию музыкального произведения, сделает его более интересным и динамичным.

Разбираем процесс сведения музыки по шагам

Для обучения этому искусству создаются целые курсы и школы. И недели не хватит, чтобы научиться сводить. А одной статьи тем более. Поэтому кратко пройдемся только по основе песни. Перед началом работы убедитесь, что треки должным образом отредактированы и почищены. Компрессия вытащит все тихие щелчки и шумы, сделает их громкими. Само собой, нужно выровнять ритм и провести питч-коррекцию вокала.

1. Подготовка рабочего пространства. Чтобы было удобнее ориентироваться в проекте, раскрасьте дорожки разными цветами, поставьте иконки, если это позволяет секвенсор. К примеру, в Amped Studio треки раскрашиваются автоматически.

2. Маршрутизация. Объедините инструменты в группы, чтобы с ними было удобнее работать и делать впоследствии сведение музыки по группам. В одну группу снэйр, кик и хэт. В другую – синтезаторы. В третью – вокальные партии. В четвертую – перкуссию. В пятую – гитары. Логика проста. Затем создадим отдельную группу для инструментов и отдельную для всех вокалов. И эти две дорожки отправим в общую дорожку микса. Также нам понадобится создать дорожки для разных планов реверберации.

3. Предварительная общая обработка. Можно сразу поставить на мастер-дорожку лимитер и поджать все на 1-2 децибела. Хотя многие звукорежиссеры против сведения музыки под лимитер. Также можно сразу поставить ленточный магнитофон: например, Slate VTM или Waves Kramer Tape. Если мы добиваемся жирного звука, магнитофон сразу даст правильный окрас. Но нужно покрутить ручки и послушать, в какой конфигурации он лучше звучит.

4. Предварительные балансы. Сразу расставляем все фейдеры так, чтобы микс звучал более-менее сбалансированно. Оставляем запас в несколько децибелов. По ходу сведения музыка будет становиться все громче. Выбираем основу (вокал, барабаны, главный гармонический инструмент), остальное глушим (mute), чтобы не мешалось. Делаем для основы более точный баланс.

5. Кик. Мьютируем все, кроме барабанов и баса. На кике сразу добавляем 30 или 60 Гц, желательно эмуляцией железного прибора. Классическим вариантом здесь будет PulTec. Найдем у кика щелчок в районе 1-5 кГц, отрегулируем на свой вкус. У низкой бочки 100 Гц можно вырезать, а на басу, наоборот, добавить. Поставим компрессор с регулируемой атакой и увеличим атаку, чтобы бочка стала мощнее.

6. Снэйр. Те же частоты пробуем на снэйре. Если не хватает мощности, пробуем поднять 100, 250 или 600 Гц. Если не хватает яркости, пробуем разные частоты в районе верхней середины (1-7 кГц). Так же ставим компрессор с большой атакой. Если атаки не хватает, можно попробовать применить какой-нибудь транзиент-дизайнер.

7. Хэт. При сведении музыки в электронном стиле тарелки обычно не трогают, потому что для них сразу подбирают хорошие семплы. Но можно срезать низ от 300 Гц, убавить верх, если он слишком шипит. Если выставить на компрессоре маленькую атаку, можно добиться колючих, резких ударов, которые иногда создают хороший грув.

8. Группа барабанов. Ее обычно просто компрессируют, выставляя большую атаку и маленький релиз. Если при этом кик и снэйр сильно глушатся, компрессор лучше подмешать параллельно.

9. Бас. На бас обычно ставят эмуляцию Teletronix LA-2A. Она сразу делает правильные атаки. При сведении музыки с синтетическим басом компрессор нужен только для небольшой перегрузки и создания гармоник. Если у кика мы подняли 30 Гц, то у баса немного поднимем 60. Здесь нужно смотреть, где больше низа: у кика или у баса.

10. Синтезаторы. Если их несколько, настраиваем между ними баланс, а затем ставим в уровень с барабанами и басом. При сведении музыки основная работа с синтезаторами упирается в их насыщение и расширение. Для этого годится параллельная компрессия, m/s-эквализация, дисторшен, сатурация. Что касается частотной коррекции, то можно попробовать прибавить 250, 600, 1500 Гц. Но нужно обязательно сверяться с вокалом.

11. Вокал. Самый главный и самый ответственный пункт. Компрессия сразу делает вокал красивым. Но можно поставить несколько компрессоров, настроить их на слух и, переключая, найти наиболее подходящий. На любой вокал при сведении музыки ставят фильтр, срезающий низ до 60-90 Гц. Он уберет возможный топот и гудение. Вокальные частоты мы уже рассматривали: полнота на 250 Гц, присутствие на 1,5 кГц, «с» на 7-8 кГц.

12. Реверберация. Обычно для украшения берут ритмичный дилей (на четверть, триоль или четверть с точкой) и несколько ревербераторов с разными алгоритмами и разными длинами: long plate, short plate, chamber, room. Создаем для них дорожки, отправляем вокал посылами и слушаем, какой лучше подходит, понемногу подмешивая. Затем то же самое делаем со снэйром и синтезаторами.

Если к концу сведения музыки вы не получили желаемой плотности, реверберация поможет все немного связать. Также она заполирует огрехи вокальной партии. Для дилея обычно прописывают автоматизацию, повышая его громкость на паузах, чтобы он ритмично их заполнял. Кик и бас, как правило, не обрабатывают ничем. В противном случае появится грязь и гул. Не стоит плодить слишком много планов. Достаточно двух-трех.

13. Мастеринг. Этот процесс не принято считать сведением музыки, так как здесь работа ведется уже над готовым миксом, который представляет собой одну дорожку. Обычно мастерингом песни занимается другой человек, а не тот же, кто ее сводил. Здесь нужны свежие уши и высококлассная аппаратура. Но если нет возможности обратиться к мастеринг-инженеру, можно попробовать самостоятельно обработать мастер-канал.

Для этого понадобится как минимум лимитер и трек-референс. С помощью лимитера вы приближаете громкость к уровню референса. Но этот прибор не просто делает звук громче, он еще и сжимает диапазон песни, то есть работает по принципу компрессора. На этом сведение музыки можно закончить.

Но кроме лимитера существует много комплексных плагинов для работы с мастер-секцией. К ним относятся Drawmer S73 от Softube и популярнейший iZotope Ozone. Они помогают добавить песне воздуха, баса, панча, сделать параллельную компрессию и эквализацию, расширить стерео, сделать m/s-эквализацию и многое другое. Но всегда нужно сверять результаты своего сведения музыки с результатами своего мастеринга. Если он не приносит улучшений, лучше от него отказаться.

Заключение

Мы разобрались в основах звукорежиссуры, обзорно прошлись по процессу сведения, наметили точки, на которые нужно опираться при работе. Искусство сведения музыки нельзя освоить за один день. Нужны годы тренировок и обучения. Но черновой микс вы теперь легко сможете сделать.

Если вам нужна информация о плагинах, ее можно найти в другой статье. Здесь мы намеренно не разбирали конкретные эквалайзеры и компрессоры, чтобы было понятно: хороший звук создается не приборами, а умением и слухом. Свести песню можно даже не устанавливая никакого ПО на компьютер – достаточно выхода в интернет. С онлайн-секвенсором можно начать сводить прямо сейчас.

Не стоит ждать возможности купить дорогое оборудование и плагины. Потому что хорошие миксы получаются в основном благодаря стараниям и увлеченности. Если вас заинтересовало сведение музыки, вы найдете тонны обучающих видео в интернете, начнете заниматься и через пару недель будете чувствовать себя в этом процессе как рыба в воде.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно