Гаммы для пианино

Гаммы для пианино

Хорошая музыка невероятно красива, но красота требует усилия и постоянного труда. Технику исполнения отрабатывают на гаммах, что часто ввергает в ужас тех, кто вынужден подобные упражнения слушать часами. Однако самому музыканту гаммы дают не только технический навык, ведь они вмещают в себя все звуковые нюансы. Их многократное повторение тренирует пальцы и одновременно воспитывает слух.

Важное место в гамме занимают тона и полутона — те составные единицы, управляя которыми музыканты достигают нужного звука.

Тона и полутона (tones and semitones)

На клавиатуре фортепиано мы видим белые и чёрные клавиши. Расстояние между соседними клавишами равняется одному полутону:

  • си-до — полутон;
  • до-ре♭ — полутон;
  • ре♭-ми — полутон и т. д.

Полутоны бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический — это полутон между разными нотам: до-ре♭. Хроматически — между двумя одинаковыми: до-до♯. Два полутона составляют целый тон.

В октаве двенадцать равных полутонов. В гамме важны вводные звуки: седьмой восходящий и второй нисходящий тон — две неустойчивые ступени вокруг тоники.

Гаммы для пианино (scales for piano)

В греческом алфавите есть буква γαμμα (гамма). Первоначально буква γαμμα обозначала звук «соль» большой октавы. Когда-то этот звук был самым низким из употреблявшихся и служил основанием всего звукоряда. Но позже гаммой стали называть и весь звукоряд, который берёт начало в тонике, а завершается её октавным повторением. Всего насчитывают 30 гамм, различающихся между собой по строению:

  • семь диезных мажорных;
  • семь диезных минорных;
  • семь бемольных мажорных;
  • семь бемольных минорных;
  • одна мажорная без знаков;
  • одна минорная без знаков.

Музыкантами, составлявшими учебный курс для пианистов, было написано множество великолепных упражнений, построенных именно на гаммах. Некогда Иоганн Себастьян Бах составил уникальный сборник «Хорошо темперированный клавир» (Das Wohltemperierte Clavier), где ему удалось использовать все мажорные и минорные тональности. Этот сборник признан настоящим сокровищем в мире музыке.

Виды гамм (types of scales)

Каждая гамма тесно связана с такими понятиями, как лад, звукоряд и тональность, где:

  • звукоряд — это любое количество нот, последовательно идущих вверх или вниз;
  • лад — звукоряд с тоникой, имеющий характерную окраску;
  • тональность — это лад, построенный от какого-либо конкретного звука.

Гаммы различаются по звучанию и количеству звуков. Например:

  • пентатоника — пять звуков;
  • мажор, минор и диатонические лады — семь звуков;
  • хроматические лады образованы двенадцатью звуками.

Мажорные гаммы (major scales)

В основание мажорной гаммы заложен мажорный лад, первая ступень которого образует мажорное трезвучие. Его определяет начальная большая терция, которая и создаёт светлое настроение лада и всей гаммы. Символически мажор обозначается словом dur — жёсткий (фр.).

Когда в мажоре отсутствуют «случайные» знаки альтерации, то есть те, которые не записаны при ключе, мажор называется натуральным. Такой мажор состоит из двух одинаковых тетрахордов (двух звукорядов из четырёх ступеней). Ниже приводим его формулу:

Т-Т-П-Т-Т-Т-П

где «Т» обозначает целый тон, а «П» — полутон.

Помимо натурального существуют и другие виды мажора — minor and major:

  • в мелодическом понижены VI и VII ст.;
  • в гармоническом — VI ст.

Такое понижение звуков слегка «оминоривает» мажор, делает его звучание более тёмным и грустным.

Минорные гаммы (minor scales)

Минорные гаммы (minor scales) строятся на основе минорного лада, где на первой ступени образуется минорное трезвучие, которое создаёт малая терция, образованная от тоники. Она и придаёт звучанию печальную окраску. Если мажорная гамма (major scales) состоит из двух одинаковых тетрахордов, то в минорной эти части различаются между собой.

В натуральном миноре, как и в мажоре, нет «случайных» знаков. Но они присутствуют в миноре мелодическом и гармоническом (melodic and harmonic):

  • в гармоническом повышается VII ст.;
  • в мелодическом — VI и VII ст.

Важно, что при движении вниз гамма звучит чаще как натуральная, то есть VI и VII ступени уже не повышаются, а занимают своё первоначальное положение.

Всего в октаве 12 полутонов, и от каждой ноты можно построить гамму как мажорную, так и минорную. То есть по звучанию насчитывают 24 гаммы. А где же те тридцать, о которых мы говорили вначале? Дело в том, что по написанию гамм действительно больше. Происходит это благодаря энгармонизму тональностей, когда одна и та же нота записывается по-разному:

  • до♯ = ре♭;
  • ре♯ = ми♭;
  • до♭ = си и т. д.

Мажорные гаммы звучат радостно и светло, минорная звучит грустно, её можно сравнить с тёмными красками. Ступени гаммы обозначают римскими цифрами.

Все гаммы можно расположить по порядку по мере возрастания знаков альтерации при ключе. То есть начиная от полного отсутствия ключевых знаков, можно дойти до семи знаков при ключе.

При написании гамм восходящие характеризуются тем, что здесь используется диез, в то время как для нисходящих характерен бемоль. Рассмотрим некоторые виды гамм на примерах.

Хроматические гаммы (chromatic scales)

Вообще хроматизм — это выход за пределы. В гамме — это выход за пределы семи ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Древние греки приравнивали эти ноты к семи цветам радуги. Изменение любой ноты (повышение или понижение на полтона) окрашивает её в другой оттенок. Вот почему именно хроматизм, то есть иные окраска и цвет.

При написании это выглядит как так: одна и та же нота, изменённая знаком альтерации. В хроматических гаммах знаки альтерации присутствуют априори. В освоении они более просты. Их простота объясняется тем, что расстояние между звуками здесь всегда равно одному полутону. То есть это гамма, идущая по полутонам.

Восходящая хроматическая гамма (ascending chromatic scale)

Восходящая гамма движется строго вверх по звукоряду и включает в себя все тона и полутона в пределах одной октавы. Она может быть мажорной или минорной. В мажорной III и VI ступень не изменяются. Вот как выглядит такая гамма, построенная от ноты «до»:

do — do♯ — re — re♯ — mi — fa — fa♯ — sol — sol♯ — la — la♯ — si — do

Нисходящая хроматическая гамма (descending chromatic scale)

Здесь мелодия идёт вниз, то есть по нисходящей. Для записи нисходящей хроматической гаммы для пианино (scales for piano) характерны используемые в ней бемоли. Выглядеть её запись будет так:

do — si — si— la — la— sol — sol— fa — mi — mi— re — re— do

Натуральные гаммы

К основным натуральным гаммам относятся мажорная и минорная гаммы, соответствующие двум ладам — мажорному Ионийскому и минорному Эолийскому. Но помимо основных можно встретить и другие диатонические лады:

  • Лидийский, который был широко распространён в античности, своё название он получил от одноимённого региона Лидии.
  • Миксолидийский — лад мажорного наклонения, который также был распространён во времена античности, он часто используется в рок-н-ролле, блюзе, джазе и кантри.
  • Дорийский — лад минорного наклонения. Название чётко перекликается с дорийцами. Он также был широко распространён в античные времена.
  • Фригийский — название ладу минорного наклонения было дано в Древней Фригии. Его структура прежних времён соответствовала современному дорийскому ладу.

Но здесь мы рассмотрим только две основные натуральные гаммы — Ионийского и Эолийского лада.

Натуральная мажорная гамма — Ионийский лад (Natural major scale, — Ionian scale)

Натуральные мажорные гаммы построены на диатонике, то есть на ладах без хроматизмов. Среди натуральных мажорных гамм наиболее популярен Ионийский лад. Это гамма, состоящая из семи основополагающих нот, которые греки ассоциировали с радугой. Натуральная мажорная гамма для пианино (scales for piano) признана самой популярной в музыке. Именно на ней строятся все последующие транскрипции и комбинации. Если изобразить гамму в полутонах выглядеть она будет так:

Т-Т-П-Т-Т-Т-П

А вот так выглядит её построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi — III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

la — VI ст., dominant

si — вводный восходящий звук, VII ст.

Ионийский лад совпадает с натуральным мажором.

Натуральная минорная гамма — Эолийский лад (Natural minor scale — Aeolian fret)

Эолийский — это минорный лад, совпадающий с натуральным минором. В этом ряду выделяют три минорные гаммы. Эолийский является основополагающим или общим для всех. Строится он на минорных трезвучиях по следующему принципу:

Т-П-Т-Т-П-Т-Т

Вот как выглядит построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — II ст., вводный нисходящий зв.

mi— III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

la— VI ст., subdominant

si— VII ст., вводный восходящий зв.

Гармоническая мажорная гамма (harmonic major scale)

Каждая гармоническая гамма также строится по определённому принципу. Так выглядит её символическое построение:

Т-Т-П-Т-П-полуторатон-П

Звучание гаммы приобретает минорную окраску благодаря пониженной шестой ступени.

А вот как выглядит построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi — III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

la— VI ст., subdominant

si — VII ст., вводный восходящий зв.

Гармоническая минорная гамма (harmonic minor scale)

Она представляет собой разновидность натурального минора. Принцип её построения подчиняется основным музыкальным законам. Особенностью здесь будет повышенная на полтона седьмая ступень. Общий принцип построения выглядит так:

Т-П-Т-Т-П-полуторатон-П

А вот как выглядит построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi— III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ступ., dominant

la— VI ст., submediant

si — вводный восходящий зв., VII ст.

Пентатоника (pentatonic)

Пентатоника — особый лад, включающий в себя пять ступеней. Звуки его могут располагаться по квинтам. Здесь нет тритона и составляющих его ступеней. То есть в пентатонике нет малых секунд и, как следствие, ярких тяготений. Для пентатоники характерна безмятежность, её часто используют для выражения покоя. Краски пентатоники помогают при изображении нетривиальных мелодий. Например, при изображении колоколов их использовали Дебюсси и Римский-Корсаков. Пентатонику часто применяют в восточной этнической музыке, а пентатонические гаммы иногда называют китайскими. Как же выглядят эти гаммы?

Пентатоническая мажорная гамма (pentatonic major scale)

В звукоряд гаммы включены все звуки натурального мажора кроме четвёртой и седьмой ступеней. Вот принцип её построения:

полуторатон-Т-Т-полуторатон-Т

А вот как выглядит гамма, построенная от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi — III ст., mediant

sol — IV ст., dominant

la — V ст., subdominant

Пентатоническая минорная гамма (pentatonic minor scale)

А здесь мы видим натуральный минор, в котором нет второй и седьмой ступеней. Принцип построения будет следующим:

полуторатон-Т-Т-полуторатон-Т

Да, точно таким, как у мажорной гаммы. А вот как выглядит её построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

mi— пониженная III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

si— вводный восходящий зв., пониженная VII ст.

Блюзовые гаммы (blues scales)

Они представляют собой пентатонические гаммы с дополнительными звуками. Мажорная и минорная отличаются между собой по звуковым оттенкам.

Блюзовая мажорная гамма (blues major scale)

Особенности её прослеживаются непосредственно в принципе построения:

полуторатон-Т-П-П-полуторатон-Т

Вот как выглядит гамма с тоникой «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi— III пониженная ст., mediant

mi — III ст., mediant

sol — V ст., dominant

la — VI ст. subdominant

Блюзовая минорная гамма (blues minor scale)

Эта гамма представляет собой минорную пентатонику с дополнительными нотами. Принцип её построения совпадает с предыдущей мажорной:

полуторатон-Т-П-П-полуторатон-Т

Вот как выглядит её построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

mi— III пониженная ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol— V пониженная ст., dominant

sol — V ст., dominant

si— вводный восходящий зв., VII ст.

Примеры гамм

Восходящая и нисходящая хроматическая гамма

Восходящая и нисходящая хроматическая гамма

Ионийский и Эолийский лад

Ионийский и Эолийский лад

Минор натуральный, гармонический и мелодический

Минор натуральный, гармонический и мелодический

Пентатоническая гамма

Пентатоническая гамма

Блюзовые гаммы

Блюзовые гаммы

Как осваивать гаммы

Освоение гамм — упорный и непрерывный труд. Отыгрывать их необходимо каждый день. Для получения нужного результата используют разные штрихи и динамику — legato, nonlegato, staccato, piano, forte, diminuendo, crescendo и т. д. Существуют общие рекомендации по их освоению.

Советы по обработке гамм

  • диапазон отрабатываемой гаммы должен составлять 1-2 октавы;
  • вначале отрабатывают только одну руку, затем — вторую;
  • когда исполнение отдельными руками будет доведено до автоматизма, руки соединяют;
  • во время работы лучше использовать метод пробежки: 2 ноты исполняйте медленно, четыре последующие — быстро;
  • на тонике всегда необходимо немного «зависнуть», она — главная в каждой гамме, что должно чётко запечатлеться в руках и в голове;
  • предварительно стоит проиграть каждую гамму на столе, чтобы добиться однородной силы удара каждым пальцем, характерный стук помогает в этом;
  • на пианино гамму следует играть пунктирным ритмом.

Заключение

Небольшое дополнение по построению гамм: диезные гаммы строятся по квинтам вверх, бемольные строятся по квартам. Запомнить все это сразу достаточно сложно. Но постепенно — вполне возможно. При изучении гамм для пианино (scales for piano) необходим старинный, известный принцип последовательности и постоянства. И это не выдумка, а многовековой опыт. Главное — усердие, желание и вера в результат.

Не стоит форсировать события, как и застревать на чём-то одном. То есть нужно идти, не останавливаясь, но и не переутомляясь чрезмерно. Оно стоит того. Ведь гамма подобна алфавиту, без которого невозможно научиться читать. Отточенная гамма — преддверие грандиозного профессионализма игры на фортепиано.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно