Оборудование для производства музыки
Не так-то просто выбрать оборудование для создания музыки. На первых порах непонятно, что конкретно может тебе пригодиться, какие музыкальные задачи придется решать, с какими сложностями предстоит столкнуться. При этом на начальном этапе у нас, как правило, ограничен бюджет. Так что нужно покупать только самое необходимое. Но пока неизвестно, какие девайсы нам понадобятся в первую очередь.
Попытаемся со всем этим разобраться. Определим, на что нужно обращать внимание при выборе оборудования для студии. Узнаем, чем обычно пользуются звукорежиссеры, аранжировщики, битмейкеры и сонграйтеры. Рассмотрим основные категории, модели, разновидности аппаратного и программного обеспечения для продакшена. Попробуем понять, что именно нам требуется.
По ходу чтения вы встретите много названий оборудования для создания музыки. Но всегда помните: лучше обойтись минимальными средствами, чем насобирать кучу ненужных штуковин. Изучайте девайсы постепенно, разбирайте каждый по косточкам. Только в этом случае вы сможете использовать их на сто процентов и получить максимальную пользу.
Компьютер
Не обязательно покупать новый аппарат. В качестве оборудования для создания музыки подойдет и домашний компьютер, на котором вы играете, смотрите фильмы и печатаете. Чтобы делать проекты на 5-10 дорожек, достаточно любого железа из того, что сейчас продается. Для сложных аранжировок и сведения многоплановых, наполненных композиций, возможно, понадобится более мощное оборудование для студии.
Чем быстрее процессор, тем больше плагинов вы можете запустить одновременно без тормозов. Большой объем оперативной памяти позволяет работать в многозадачном режиме, без проблем переключаться между проектами и программами. SSD тоже ускоряет и оптимизирует ваше оборудование для создания музыки. Для подключения внешних устройств имеют значение количество и формат портов. Некоторые звуковые карты поддерживают USB не ниже 3.0. А некоторые вообще подключаются по Thunderbolt. Таким образом, на этом и следует держать фокус при выборе компьютера.
- Мощный процессор;
- Объемная оперативная память;
- SSD-хранилище;
- USB последней версии или Thunderbolt
Иногда приходится использовать USB-хаб. Что касается другого оборудования, то на создание музыки оно не сильно влияет – только на удобство работы. Хорошая видеокарта пригодится, если вы занимаетесь производством музыкальных клипов и роликов. Большой экран или подключение нескольких дисплеев облегчит навигацию и работу со сложными, разветвленными проектами. Ноутбук и миди-клавиши не всегда получается разместить рядом. Но с переносной клавиатурой оборудование для студии встанет более плотно.
Что лучше: ноутбук или стационарный компьютер? Производительность зависит от конфигурации. Но ноутбук можно брать с собой куда угодно. С ним вы можете заниматься продакшеном сидя в парке, кафе или на диване у друзей. А онлайн-секвенсоры типа Amped Studio позволяют писать музыку даже на планшете или смартфоне и не устанавливать никакого программного обеспечения. Так оборудование для создания музыки становится мобильным. И это очень удобно.
Секвенсор
Это специализированное программное обеспечение для работы с музыкальным материалом. Секвенсоры различаются интерфейсами, функционалом, логикой построения. Но все они рассчитаны на то, чтобы обслуживать оборудование для создания музыки. И любой из них способен решить стандартный набор задач.
- Запись живых инструментов;
- Работа с миди-инструментами;
- Редактирование аудио и миди;
- Обработка дорожек эффектами;
- Микширование и мастеринг.
Одни секвенсоры больше подходят для битмейкинга. Они устроены по паттерновому принципу. Вы заполняете модули, как на драм-машине, пишете несколько ритмических рисунков, а затем комбинируете их и собираете бит. В процессе используете лупы, семплы, виртуальные приборы и оборудование своей студии. Упор в таких программах сделан на работу с миди и VST-инструментами: семплерами, синтезаторами, слайсерами, луперами, драм-машинами.
Другой формат – программы, которые позволяют заниматься продакшеном в режиме реального времени. Обычно ими пользуются диджеи и музыканты, выступающие с электронной музыкой. Часто такой софт синхронизируется с вертушками, диджейскими пультами и прочим оборудованием для создания музыки на сцене. Работа с программой представляет собой лайв-лупинг. Вы закидываете в рабочую область лупы отдельных инструментов, и они постоянно проигрываются.
Третья крупная разновидность – традиционный софт для записи, редактирования и микширования. Это универсальное программное оборудование для студии. Записываем дорожки, редактируем их, обрабатываем эффектами, выравниваем по громкости – вот и весь процесс продакшена в общих чертах.
Музыкант выбирает программу отталкиваясь от своих задач и оценивая удобство ее интерфейса, функционал, оформление. Для битмейкинга больше подходят программы первого типа, для лайв-перформансов – второго. Аранжировщики, звукорежиссеры и те, кто использует аналоговое оборудование для создания музыки, отдают предпочтение третьей разновидности.
К отдельной категории можно отнести онлайн-секвенсоры. Amped Studio подходит и для аранжировщиков, и для битмейкеров, при этом он отличается своей мобильностью. Этот софт не нужно устанавливать на компьютер, он запускается через интернет-браузер. Но позволяет записывать дорожки с микрофонов, миди-клавиатур и другого оборудования студии.
VST-плагины
Это дополнительные модули, которые запускаются внутри секвенсора и обрабатывают дорожки, меняя их звучание. Практически к каждому секвенсору прилагается бесплатный набор плагинов. К примеру, Amped Studio включает в себя драм-машину, компрессор, хорус, ревербератор и много других виртуальных приборов. Оборудование для создания музыки в виде софта требуется и аранжировщикам, и микс-инженерам, и битмейкерам.
Плагины делятся на инструменты (VSTi) и обработки (VST). Инструменты подключаются к миди-дорожкам и воспроизводят ноты, которые прописаны в паттерне. Обычно музыкант подключает миди-клавиатуру, кидает VSTi на дорожку и играет на клавишах, подбирая мелодию и гармонию. Таким виртуальным оборудованием на студии пользуются битмейкеры, аранжировщики, композиторы, сонграйтеры. Разновидностей таких приборов немного.
- Семплеры;
- Синтезаторы;
- Луперы;
- Драм-машины.
А вот эффекты используют и те, кто создает музыкальные произведения, и те, кто работает над звучанием, то есть звукорежиссеры и мастеринг-инженеры. В этой категории намного больше виртуального оборудования для создания музыки.
- Компрессоры;
- Эквалайзеры;
- Ревербераторы;
- Дилеи;
- Сатураторы;
- Хорусы;
- Фэйзеры;
- Флэнджеры.
Это лишь небольшая часть существующего софта. Вам могут встретиться и комбинированные приборы типа channel-strip, и эмуляции различных студийных консолей, ленточных магнитофонов, гитарных комбоусилителей и т.д. Все это оборудование на студии решает разные задачи.
Компрессор сжимает динамический диапазон, делает громкие звуки тише, а тихие громче. С ним любая партия звучит плотно и с ровной громкостью, не выпрыгивает из микса. Эквалайзер позволяет вырезать нежелательные призвуки и усилить красивые обертоны. Это два самых используемых прибора из всего виртуального оборудования для создания музыки.
Чем мощнее у вас процессор, тем больше плагинов вы сможете запустить без снижения скорости работы. Но некоторые аудиоинтерфейсы предлагают свой встроенные DSP-эффекты, которые задействуют ресурсы интерфейса и не нагружают процессор компьютера. Кстати, аудиоинтерфейс – еще одно важное звено оборудования для студии, при оснащении ему стоит уделить особое внимание.
Звуковая карта
Главная задача этого технического приспособления – конвертировать аналоговый сигнал в цифровой, и обратно. Для этого здесь стоят АЦП (аналого-цифровые преобразователи) и ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи). Первые принимают звук с микрофонов, гитарных датчиков и другого оборудования для создания музыки и превращают его в цифровой код, записывая в компьютер. Вторые берут цифровой код и превращают в звук, воспроизводят его через колонки.
Таким образом, качество преобразования становится определяющим фактором при выборе аудиоинтерфейса. При этом оборудование для студии должно покрывать потребности музыканта. Так что второй по важности характеристикой становится количество входов и выходов, а также их формат. Для записи электрогитары и голоса достаточно одного микрофонного входа и одного инструментального. А вот при записи живых барабанов, как правило, задействуют 10-12 микрофонных входов.
Также оборудование для создания музыки должно согласовываться между собой. Если в качестве выходных каналов на звуковой карте стоят балансные джеки, то у мониторов тоже должны быть балансные входы (например, XLR). Если интерфейс подключается по Thunderbolt, то убедитесь, что на ноутбуке или компьютере есть соответствующий порт. Если среди вашего оборудования на студии есть конденсаторные микрофоны, аудиоинтерфейс должен иметь кнопку включения фантомного питания.
В каких-то случаях вам понадобятся цифровые каналы ADAT или S/PDIF: например, чтобы подключить другую карту или предусилители и увеличить количество входов. Возможно, у вас есть оборудование для создания музыки с отдельными миди-портами. Если оно не подключается по USB, аудиоинтерфейс должен предоставить ему вход и выход по миди.
Большую роль играет синхронизация аппаратного и программного обеспечения. Сегодня многие интерфейсы умеют передавать звук с входа на выход без задержки. Некоторое оборудование для студии может даже без задержки обрабатывать сигнал эффектами. Аудиокарты снабжают программными микшерами и высококлассными драйверами, способными минимизировать задержку. Этот момент тоже стоит проконтролировать.
Мониторы
Итак, у нас есть компьютер с программным обеспечением, на котором мы занимаемся продакшеном, и устройство, которое принимает и выводит звук. Это основное оборудование для создания музыки. Но нам еще нужны динамики, чтобы звук воспроизводился. Кажется, достаточно подключить обычные колонки, ведь они есть в каждом доме. Но если в случае с компьютером подойдет даже домашний ПК, то с колонками не все так просто.
Дело в том, что бытовые колонки, даже высококлассные, украшают звучание. Их задача – впечатлить слушателя, дать ему приятные ощущения. Мониторы же представляют собой специализированное оборудование для студии. Они должны играть не красиво, а прозрачно, честно. Только так вы четко будете понимать, что именно нужно исправить в звучании отдельного инструмента или всего микса. Хотя для создания наброска, музыкальной идеи, ритмического рисунка или мелодии сгодятся и колонки.
Мониторы как оборудование для создания музыки довольно субъективная вещь. У разных людей разное восприятие звука. Плюс на их звучание сильно влияет комната. Так что здесь нужно слушать и экспериментировать. Но есть и несколько объективных параметров. Мониторы различаются конструкцией, размерами низкочастотных динамиков и наличием дополнительных регулировок.
Многие рекомендуют выбирать оборудование для студии под конкретное помещение. Чем больше комната, тем большего размера нужен НЧ-динамик, чтобы ее раскачать. И наоборот: большие динамики в маленьких комнатах будут гудеть. Не все согласны с этим мнением. Но ясно одно: чем больше НЧ-динамики, тем более низкий бас они способны дать. Фазоинверторы усиливают низкие частоты. А если мониторы оснащены дополнительными регуляторами, АЧХ можно еще и дополнительно скорректировать.
Таким образом, выбирая оборудование для создания музыки, учитывайте его характеристики, но доверяйте в первую очередь своему слуху. На рынке сегодня представлено очень много моделей, разработанных по специфическим технологиям: с ленточными твитерами, DSP-коррекцией, сабвуферами и т.д. И не всегда размер динамика становится определяющим фактором. К слову, имеет смысл купить отдельные мониторы для проработки средних частот. Среди вашего оборудования на домашней студии не будут лишними и обычные колонки. Чем больше источников вы используете для проверки микса, тем лучше.
Наушники
Это еще одна мониторная система, которую желательно иметь в арсенале. Наушники тоже бывают студийными, а бывают бытовыми. Разница та же, что и у мониторов: одни передают звук честнее, другие красивее. Среди студийных выделяют закрытые, открытые и полуоткрытые. Также существуют сценические мониторы-вкладыши. Но они уже не относятся к оборудованию для создания музыки.
Закрытые наушники удобно использовать при записи. Звук в них направлен исключительно в уши музыканта и не попадает в микрофон. Таким образом, вы получаете более чистую запись, без щелчков метронома или аккордов фонограммы. Открытые, наоборот, менее изолированы, их рекомендуют надевать для сведения, но не использовать на студийных сессиях. Более универсальное оборудование для студии – полуоткрытые наушники.
У наушников небольшие динамики, но, как ни странно, иногда они позволяют лучше контролировать бас, чем мониторы со средними динамиками. Поэтому не переживайте, если у вас нет возможности воспользоваться большой комнатой с объемной акустической системой. Наушники вас выручат. Еще одно преимущество такого оборудования для создания музыки – отсутствие взаимодействия с комнатой. Если звук мониторов искажают отражения и резонансы помещения, то наушникам это не грозит.
Зато у них есть другая проблема. Они не дают правильной стереокартины. Мы получаем «звук в голове», который на колонках значительно меняется. Не всем это мешает, но существует специальное оборудование для студии, которое корректирует звучание наушников. Вы ставите особый плагин на мастер-дорожку своего секвенсора, и все звучит так, будто вы используете большие мониторы в дорогой студии. По крайней мере, идея этого софта именно такая.
В целом, даже дорогие наушники вместе с корректирующим плагином обойдутся дешевле, чем средние по цене мониторы. Так что разнообразие оборудования для создания музыки дает возможность сэкономить. При выборе уделяйте внимание весу и посадке конструкции. От неудобных наушников быстро устают голова и шея. Конечно, лучше прийти в музыкальный магазин или шоу-рум и примерить разные модели, а не заказывать их через интернет.
Миди-клавиатура
Мы прошлись по оборудованию для студии, которым пользуются абсолютно все музыканты и продюсеры. Миди-клавиатура не относится к числу таких приборов. Без нее легко обходятся звукорежиссеры, мастеринг-инженеры и сонграйтеры-гитаристы. Но для клавишников, аранжировщиков, битмейкеров, авторов электронной музыки это очень полезный девайс.
Это оборудование для создания музыки тоже имеет разные конфигурации. Некоторые модели подключаются по USB к компьютеру, некоторые – через миди-порт к звуковой карте. При покупке помните об этом и учитывайте согласованность устройств. Также, чтобы клавиатура работала, вам понадобится плагин: семплер или синтезатор, который предоставит звуки. Само по себе это оборудование для студии не звучит.
Миди-клавиатура передает компьютеру лишь некоторые параметры: саму ноту плюс время, длительность и силу нажатия. Все это записывается на миди-дорожку, а уже семплер воспроизводит эти параметры. Непосредственно в секвенсоре можно назначить настройки семплерного инструмента или синтезатора на регуляторы клавиатуры. Это оборудование для создания музыки обладает высокой гибкостью.
Существуют и минималистичные миди-клавиатуры без регуляторов. Устройства в одну октаву без дополнительных настроек мало весят и дают мобильность. Их удобно брать с собой в дорогу или на другую студию. Клавиатуры с фейдерами и ручками дают больше возможностей для живых выступлений и прописывания автоматизации. А устройства с пэдами часто выбирают при покупке оборудования для студии битмейкинга.
Миди-клавиатура способна сделать продакшен легким и увлекательным. Назначаете драм-семплер на пэды, клавиши на один из гармонических инструментов, а регуляторы на настройки и эффекты – и пишете музыку в живом режиме, зациклив кусок дорожки в секвенсоре. Набиваете партию барабанов на пэдах и играете бас на клавишах. Затем переключаетесь на семплер с другим инструментом и играете мелодию или гармонию. А после этого крутите ручки, экспериментируете со звуком и получаете удовольствие.
Микрофоны
Это, наоборот, обязательное оборудование для студии записи, но совсем не обязательное для битмейкеров и тех, кто работает в электронных стилях. Мастеринг-инженерам и звукорежиссерам они тоже не нужны, но часто сведением и записью занимается один и тот же человек. И это имеет смысл: иногда определенные технические и даже творческие задачи решаются уже на этапе записи. Так что тот, кто занимается сведением, обычно хорошо разбирается в микрофонах.
Это оборудование для создания музыки отличается разнообразием. У микрофонов бывает разное устройство, разная направленность, они работают по разным принципам. Для каждой задачи и каждой техники подходит определенный круг моделей. Одними принято снимать звук с комбоусилителей, другие лучше подходят для акустических гитар, третьи для вокала и т.д. Со всеми разновидностями хочется познакомиться и поэкспериментировать. Вот некоторые виды микрофонного оборудования для студии.
- Конденсаторные;
- Динамические;
- Ленточные;
- Ламповые;
- Электретные;
- Широкомембранные;
- Узкомембранные;
- Кардиоидные;
- Гиперкардиоидные;
- С круговой направленностью.
К примеру, для записи комнаты барабанов при помощи M/S-техники берется два микрофона: один с направленностью «восьмерка», второй с кардиоидой. Оборудование для создания музыки в данном случае используется в комплексе с программной обработкой. Сигнал с восьмерки нужно продублировать в секвенсоре и перевернуть по фазе. Так мы получим стерео-сайд-канал. Микрофон с кардиоидой дает мид-канал. Теперь, делая громче сайд, мы расширяем наши барабаны.
Более традиционные методики – запись AB и XY. При желании вы найдете и много других стерео-техник. Также с помощью микрофонного оборудования на студии часто записывают электрогитары. Динамическими микрофонами с маленькими головками берут звук с гитарных комбоусилителей. Иногда их дополняют широкомембранными конденсаторными моделями. При смешивании двух дорожек получается насыщенное и сбалансированное звучание.
Оборудование для создания музыки в домашних условиях обычно ограничивается одним конденсаторным микрофоном для вокала. Но это не является каким-то стандартом. Некоторым вокалистам отлично подходят и недорогие динамические модели. В идеале нужно попробовать несколько вариантов и слушать, какой лучше работает с конкретным голосом. В любом случае большее значение имеют способности вокалиста, чем характеристики микрофона.
Что еще может понадобиться на студии
Оборудованию на студии нужна коммутация. Акустическая система обычно присоединяется к аудиоинтерфейсу через кабели TRS-XLR. Для двух мониторов понадобится два провода. Микрофоны стандартно подключаются с помощью шнуров XLR male-female. Возможно, вам также пригодятся инструментальные кабели jack-jack. Такими подключают гитары. Шнур для миди-клавиатуры вы получите вместе с ней в комплекте.
Все оборудование для создания музыки также необходимо на чем-то разместить. Для больших мониторов понадобятся две крепкие стойки. Акустическую систему со скромными габаритами можно установить прямо на рабочем столе. Не помешает и стойка под миди-клавиатуру. С ней вы сможете подобрать удобную высоту и сохранить стол свободным. Из всего оборудования студии стойки для микрофонов кажутся самой незначительной мелочью. Но поверьте, они здорово помогут при записи.
Для работы с вокальным микрофоном также пригодятся поп-фильтр и звукопоглощающий экран. Последний не даст отражениям проникнуть на ваши аудиодорожки. Своего рода оборудованием для студии также можно считать другие звукопоглощающие приспособления, которыми необходимо отделать комнату. Это могут быть акустические панели, поролоновое покрытие, басовые ловушки, подвесные потолки, ворсистые ковры, тяжелые шторы.
Мягкая мебель тоже съедает отраженные волны. И вообще, при выборе оборудования для создания музыки стоит помнить о мебели. Вам понадобится стол, на котором вы разместите клавиатуру компьютера и монитор. Чем меньше столешница, тем лучше: широкая плоская поверхность тоже дает много отражений. А вот стул лучше взять побольше, помягче и подороже: чтобы вам было комфортно работать.
Когда все необходимое оборудование для студии установлено и обкатано, аранжировщики и микс-инженеры начинают стремиться к большему комфорту. В этом им помогают различные контроллеры. Миди-консоль позволяет перевести все управление на фейдеры и сделать процесс сведения более приятным и точным. Встречаются даже устройства с одним фейдером. Также звукорежиссеры покупают для удобства мониторные контроллеры и трекболы.
Оборудование профессиональных студий
Пожалуй, основное преимущество дорогой студии – большие помещения с высокими потолками и тщательно выверенной акустической отделкой. Просторные тон-залы позволяют записывать целые оркестры, при этом они не вносят неприятные резонансы, а только украшают звучание. Грамотно продуманная контрольная комната дает максимально прозрачный мониторинг. И все это делает уместным использование премиального оборудования для создания музыки.
Так как в хорошо звучащих тон-залах можно записывать любые акустические инструменты, обычно сюда ставят дорогие рояли, барабаны и комбоусилители для гитар. Тонко решать звукорежиссерские задачи помогает богатый парк микрофонов. Для каждого инструмента, стиля, характера найдется своя модель. Оборудование на таких студиях работает в связке с акустикой. Некоторые студии даже предоставляют трансформируемые помещения с передвижными панелями и регулируемыми потолками. Таким образом, вы можете не только максимально точно подобрать для своих целей инструмент и микрофоны, но и отрегулировать звучание зала.
Что касается того оборудования для создания музыки, что располагается в контрольной комнате, то оно тоже значительно отличается от набора домашнего звукорежиссера. Главным органом управления на традиционной студии выступает не компьютер, а скорее аналоговая консоль с огромным количеством каналов. В каждый из них встроен эквалайзер и компрессор. Поэтому другого оборудования на студии и не требуется. Но оно есть.
Сегодня почти все переходят на плагины. Тот, кто занимается сведением дома, уж точно будет пользоваться виртуальными приборами. А вот дорогие профессиональные студии предоставляют аналоговые компрессоры, эквалайзеры, ленточные магнитофоны. Это оборудование для создания музыки, с которым хотел бы поработать любой начинающий продюсер и микс-инженер.
И еще одна роскошь, которую может позволить хорошо спроектированная контрольная комната, – несколько мониторных зон. Классический студийный формат – мониторы ближнего, среднего и дальнего полей. В то время как дома у нас зачастую с горем пополам получается организовать только ближнее поле. Да и бюджета на оборудование для студии кое-как хватает.
Заключение
Нам всегда есть к чему стремиться. Однако не стоит ждать, пока у вас появятся деньги на дорогие приборы. Пользуйтесь тем, что имеется здесь и сейчас. Технические ограничения только развивают ваши навыки. Они заставляют искать творческие решения и достигать целей минимальными средствами. Более мощное, дорогое, разнородное оборудование для создания музыки все равно будет постепенно накапливаться. И вы сами не заметите, как собрали впечатляющую коллекцию.
Каждый с чего-то начинал. Домашний компьютер, аудиоинтерфейс с одним входом, наушники, недорогой микрофон, несколько бесплатных плагинов, онлайн-секвенсор – этого набора уже более чем достаточно, чтобы написать хороший материал. Главное оборудование для студии – это ваш мозг и ваш слух. Железки и программы должны служить лишь вспомогательными инструментами, но никак не становиться самоцелью.
Кто-то по полной загружается плагинами и ни с одним не успевает близко познакомиться. Вся его работа становится перебиранием эффектов: включил один, немного покрутил, выключил, включил другой и т.д. А кто-то покупает единственный плагин и месяц с ним работает: ставит на разные инструменты, изучает, как меняет звук каждая ручка, экспериментирует, пытается выжать максимум. В результате этот человек знает свое оборудование для создания музыки как свои пять пальцев. К какой категории себя отнести – решать вам.
Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно