Как писать музыку

Как писать музыку

Всего лишь несколько десятков лет назад процесс создания песни требовал от музыкантов серьезной подготовки. Как писать музыку без плагинов и многодорожечного секвенсора? Нужно отрепетировать материал до автоматизма, прийти на студию и сыграть все идеально ровно, синхронно и без фальши.
Затем появились компьютерные программы, а с ними возможность записывать множество дублей и редактировать дорожки (не резать пленку, а просто кликать мышкой). Сегодня же можно сделать хит не выходя из дома. Это подтверждается опытом многих современных артистов.

Что требуется для создания музыки?

Что требуется для создания музыки?

Бесспорно, дорогая профессиональная студия обладает значительными преимуществами по части оборудования. Здесь вам предоставят просторные тон-залы с отличной акустикой, железные компрессоры и эквалайзеры, большой парк микрофонов, аналоговый пульт, хорошую контрольную комнату с несколькими мониторными линиями и многое другое.
Зато домашняя студия дает преимущества в плане скорости и бюджета. К тому же, если вы пишете электронную музыку только с помощью компьютера и плагинов, тон-залы и горы микрофонов вам не нужны. Ведь вы не собираетесь снимать скрипичный оркестр, барабаны или рояль. Запасаетесь только самым необходимым и работаете. Что входит в полный комплект оборудования для домашнего продакшена?

  • Компьютер
  • Секвенсор с плагинами
  • Аудиоинтерфейс
  • Мониторы
  • Наушники
  • Микрофон
  • Миди-клавиатура
  • Гитара, бас-гитара (если вы играете)
  • Приглушенное помещение
  • Стойки и провода

Сегодня, чтобы писать музыку собственного сочинения, не обязательно устанавливать на компьютер гигабайты программного обеспечения. Такой секвенсор, как Amped Studio, позволяет заниматься продакшеном прямо в окне интернет-браузера. Все необходимые функции, инструменты и плагины прилагаются. Здесь есть и редактор аудио, и миди-редактор, синтезаторы, семплеры, эффекты обработки. Так что, по сути, онлайн-секвенсор позволяет вообще обойтись без софта.
Какое еще оборудование не обязательно приобретать, чтобы писать музыку? Мониторы можно заменить хорошими наушниками. В этом случае не понадобится и акустическое оформление помещения. Если у вас нет миди-клавиатуры, просто рисуйте ноты карандашом в миди-редакторе. В Amped Studio можно одним нажатием рисовать целые аккорды. Микрофон пригодится, но только если вы планируете записывать вокал.
Как мы видим, для того чтобы писать музыку, достаточно только компьютера, наушников, звукового интерфейса и выхода в интернет. Но, если у нас нет мониторов и микрофона, то по большому счету и аудиоинтерфейс нам ни к чему. А получится ли сделать песню вообще без компьютера? Сегодня и такое возможно. Занимайтесь мобильным продакшеном на смартфоне или планшете.

Как писать музыку без компьютера?

Онлайн-секвенсор запускается через веб-браузер компьютера, ноутбука, планшета или смартфона. Следовательно, для написания песен вы можете использовать любое мобильное устройство, подключенное к интернету. Особых системных требований у таких программ нет. При этом не нужно скачивать софт, загружать библиотеки семплов, искать виртуальные инструменты и плагины эффектов.
Онлайн-формат помогает писать музыку быстро и без лишних действий. Музыкальные идеи часто приходят в самый неподходящий момент: когда под рукой нет компьютера с секвенсором, когда вы находитесь на прогулке, учебе или работе. Просто достаете смартфон или планшет, открываете сайт и быстро набрасываете мелодию, бит или хук. А через некоторое время, находясь дома, дорабатываете этот проект на компьютере.
Онлайн-секвенсор Amped Studio очень просто и понятно устроен, при этом он предоставляет все возможности для создания музыки. Работает в многодорожечном формате. Записывает аудио и миди с внешних источников. Редактирует аудио- и миди-клипы. Дает пользователю набор лупов, семплов и миди-паттернов. Имеет встроенные виртуальные инструменты и плагины. Только с помощью них уже можно писать музыку. Вот основной набор.

  • Синтезатор
  • Семплер
  • Драм-машина
  • Компрессор
  • Эквалайзер
  • Дилей
  • Ревербератор
  • Хорус
  • Дисторшен

При этом к Amped Studio подключаются и VST с компьютера. Обычно у онлайн-секвенсоров нет такой функции. Еще одна нестандартная функция позволяет превратить напетую мелодию в последовательность миди-нот. И то, чего нет у стационарных программ: возможность работать коллективно над одним проектом с разных компьютеров. Распределите задачи в своей продакшен-команде и занимайтесь одной песней одновременно из разных мест.
Такой софт в первую очередь помогает писать музыку битмейкерам, композиторам и сонграйтерам. Отлично подходит и для аранжировки. Вокалист, гитарист и клавишник тоже найдут применение этой программе, так как здесь есть функция звукозаписи. Amped Studio пригодится даже микс-инженеру: здесь можно выстроить балансы и обработать дорожки эффектами.

Обязательно ли для создания музыки знать теорию?

Обязательно ли для создания музыки знать теорию?

Наверное, вас это расстроит, но без теории музыкант не может обойтись. Хорошая новость в том, что ее не нужно специально заучивать. Погружаясь в музыкальный мир, вы невольно знакомитесь с его понятиями и законами. Даже если вы не владеете терминологией, ничто не мешает вам сочинить мелодию. Некоторые музыканты отлично владеют техникой и быстро придумывают интересные ходы, но даже не знают, как их приемы называются в профессиональной среде.
Пока вы пишете музыку, вам приходится разграничивать мажор и минор (а затем и другие лады), знакомиться с интервалами, размерами, аккордами и т.д. Вы можете четко различать настроения, которые дают кварта и секста, но так и не узнаете, что эти интервалы называются именно так. Какие-то термины вообще знать не обязательно. Если вы обозначаете темп числом (например, 120 ударов в минуту), зачем вам запоминать, что такое «адажио», «модерато», «аллегро» и т.д.
Многие почему-то сомневаются, можно ли писать музыку без знания нотной грамоты. На деле сложно найти причастного к продакшену человека, который использовал бы в своей работе нотную запись, расставлял на линейках точки с флажками. А скоростное чтение нот с листа пригодится разве что музыкантам оркестра. Но не композиторам и аранжировщикам. Хотя знания могут облегчить и ускорить работу, а также сделать произведение более интересным.
Кто-то пишет музыку наугад, подбирая ноты на слух. Это тоже метод. Но тот, кто знаком, к примеру, с кварто-квинтовым кругом, интервалами, ладами, расположением диезов и бемолей в разных тональностях, сможет уже в голове подобрать все ноты и быстро найти их на клавиатуре или грифе. Когда у музыканта нет вдохновения, он может опираться исключительно на логику и знания, если владеет теорией. Это становится хорошим подспорьем. Но ни в коем случае данный момент не должен вас тормозить. Практика всегда на первом месте.

Из чего состоит песня?

Вся современные песни, рассчитанные на широкую аудиторию, собираются из повторяющихся паттернов. Чтобы писать музыку для песен, не нужно придумывать сложные композиции и закрученные сюжеты, как в детективных романах. Конечно, если речь не идет об опере или произведениях в классическом стиле. Вот основные части, из которых состоит типовая песня.

  • Вступление (Intro)
  • Куплет (Verse)
  • Вход в припев (Pre-chorus)
  • Припев (Chorus)
  • Проигрыш (Bridge)
  • Кульминация (Middle, Build-up)
  • Развязка (Drop, Solo)
  • Заключение (Outro, Coda)

Не обязательно именно так писать музыку. Не всегда используется кода: бывает, произведение завершается припевом или соло. Не везде вы услышите кульминацию. В каких-то песнях повторяются только куплет и припев, а аккомпанемент представляет собой сплошное зацикленное арпеджио. Вход в припев – это тоже необязательная часть. Но каждый возможный элемент композиции заслуживает внимания.
Вступление. Чтобы писать музыку, не обязательно следовать канонам. Многие хиты начинаются сразу с куплета, а некоторые даже с припева. В стандартном варианте интро совпадает с бриджем и кодой. Иногда оно повторяет мелодию припева, какой-либо мотив или один из хуков. Но может быть и совершенно уникальным.
Основная часть
. Традиционный вариант, как писать музыку без финтов, – просто чередовать куплеты и припевы. Обычно их повторяют по два-три раза. Но все равно стоит создавать динамику и драматургию. Куплеты должны быть более спокойными, повествовательными, простыми, обычно они поются в низкой тесситуре и как бы создают декорации для главного действия. А главное действие – это припев. Он должен быть более энергичным, ярким, мощным, мелодичным, насыщенным по аранжировке, высоким по тесситуре. По сути на него и работает вся песня.
Pre-chorus. При создании музыки нередко эту часть опускают. Но с ней получается более драматично и интересно. Pre-chorus меняет настроение куплета на более напряженное. Он выступает в качестве перехода от спокойного периода к взрывному, готовит слушателя. Что-то вроде желтого сигнала светофора.
Build-up.
Этот прием помогает писать музыку с еще более драматичным развитием. Это место представляет собой затишье, замедление, перемену настроения. Бывает, что здесь исчезает барабанная партия. Обычно меняется вокальная мелодия. Вариантов множество. Сменить минор мажором, сломать ритм, сделать брейкдаун, перебраться в другую тональность… Но можно и вообще обойтись без этой части.
Соло или дроп. Как писать музыку с гитарой в руках и не впасть в бесконечное соло? Помнить, что впереди есть специальное место, где соло-гитара развернется во всю ширь. В электронных направлениях соло нет, но на смену затишью и разгону приходит мощный танцевальный ритм с жирными синтезаторами – дроп. Иногда в этом месте слушателя ждет рэп, а иногда пустой прогон куплета.
Кода.
Завершающей части при создании музыки обычно не уделяют много внимания. Здесь либо просто еще раз вставляют бридж, либо подводят соло к точке, либо делают еще один припев, на котором песня и заканчивается. Но все в ваших руках. Если придумаете уникальное завершение, будет круто.
Бриджи и перебивки. Сложно писать музыку, в которой одна часть красиво перетекает в другую. Да и не каждому слушателю такое понравится. После мощного припева нужен небольшой перерыв: просто аккордовый квадрат, бриджевое соло или другой проигрыш. А внутри каждой из частей обычно делают барабанные сбивки, хуки или гармонические микропереходы.
Развитие – один из основных принципов создания музыки.
Мы поняли, что песня состоит из повторяющихся кусков. Но было бы скучно, если бы все было так просто. Второй куплет все же должен развиваться относительно первого. То же самое с припевами. Все время нужно что-то добавлять, чтобы слушатель не заскучал. В идеале каждый такт должно происходить что-то новое.
Как писать музыку, чтобы различались куплеты? Добавьте во второй куплет какой-нибудь мелодический инструмент контрапунктом. Добавьте перкуссию, ответные подпевки, вторую гитару. Уплотните бас. Приоткройте хэт. Немного измените гитарное арпеджио. Вставьте заполняющий пэд. Заставьте бас играть дополнительные вставки. Это работает и на припевах.
Не нужно использовать все сразу. Одного-двух приемов будет достаточно. Существует бесконечное множество вариантов, как писать музыку интересно. Придумать что-то новое – это и есть творчество. Чем больше оригинальных решений вы придумаете, тем лучше: творчество – это не повторение, а сочинение нового. Но повторы все же нужны, чтобы песня засела в голову.
Создание музыки – это баланс между проверенными методами и экспериментами, развитием и повторением. И это всегда обман ожидания. Слушатель привыкает к повторам, впадает в своего рода гипноз, но затем в звучании или композиции что-то ломается, и слушатель просыпается. Так мы держим его под контролем.
Инструментовка и аранжировка. Мы рассмотрели, как писать музыку, в динамическом аспекте. В синхронном же аспекте она состоит из инструментов и инструментальных групп. У каждой песни свой набор инструментов, который работает на протяжении всей композиции. Их костяк не должен меняться, иначе песня будет разваливаться и звучать странно. Что сюда входит?

  • Вокал или синт-лид (это главная партия)
  • Ритм-секция (барабаны и бас)
  • Инструменты, поддерживающие ритм и гармонию (ритм-гитара, пианино, орган и многое другое)
  • Второй соло-инструмент (соло-гитара, синт-лид, разговаривающий с вокалом, синт для дропа и другие мелодические партии)
  • Заполнители (пэды, эффекты, перкуссия и прочее)

Чтобы писать музыку, которую приятно слушать, все партии нужно выстраивать в общей тональности, а также избегать диссонансов. Если два инструмента играют в секунду, тритон или септиму, это режет слух. Хотя, если эти интервалы сыграет один инструмент, они в определенном стиле и контексте могут звучать замечательно. Ритмических разнобоев тоже следует избегать.
Создание музыки – это процесс сплетения инструментальных линий между собой. Взаимодействие между инструментами здесь тоже ограничивается только вашей фантазией. Но есть несколько расхожих приемов. К примеру, гитара и бас-гитара могут вступать в диалог по принципу вопрос-ответ, образовывать общую мелодию или вообще играть в унисон (в песнях, построенных на риффах, это практикуется постоянно).
Как писать музыку с четким ритмом? Просто подстраивайте все элементы под ритмическую основу. К примеру, клавишную партию можно организовать так, чтобы она стала одним инструментом с барабанами. Кик обычно толкает бас-гитару, то есть попадает четко в ее акценты. Рисунок бас-гитары, в свою очередь, может частично повторять мелодию вокала. Вот мы и сплели музыкальную текстуру.
Когда пишете музыку придерживайтесь стилевых норм (или обыгрывайте их). Например, ска отличается четкой пульсацией гитары на каждую слабую долю. Фанковый бас любит синкопы. Во всякого рода металле нет аккордов как таковых, но паттерн здесь образуется риффом, который постоянно повторяется.
К слову о теории создания музыки. Вы только что встретили несколько специальных терминов, которые, возможно, нуждаются в пояснении. При большой заинтересованности вы отправитесь в поисковик, чтобы узнать, что такое «синкопа», «слабая доля», «септима» или «контрапункт». А затем попробуете освоить эти штуки. Так вы и будете постепенно знакомиться с теорией. Если же учить ее намеренно и без применения на практике, то толку не будет. Без закрепления теория быстро сотрется из памяти.

Как создается песня?

Писать музыку сегодня все равно непросто. Рядовому обывателю кажется, что самый магический, сложный и важный процесс – непосредственно сочинение. Для авторов, которые не занимаются продакшеном самостоятельно, возможно, это тоже верно. Но в реальности, прежде чем песня выйдет на широкую аудиторию, ее несколько раз переработают. Сырую идею ждет несколько этапов.

  • Сонграйтинг
  • Аранжировка
  • Звукозапись
  • Редактирование
  • Сведение
  • Мастеринг

В идеале писать музыку должен автор, аранжировать – аранжировщик, записывать – инженер записи, редактировать – помощник звукорежиссера, сводить – микс-инженер, финализировать – мастеринг-инженер. Но часто автор сам аранжирует свои песни, а один звукорежиссер занимается и записью, и редактированием, и сведением.
Сонграйтинг. Тому, кто пишет музыку, и принадлежит авторство. Автором становится тот, кто придумал мелодию вокала и простенький аккомпанемент на пианино или гитаре. При этом текст может написать уже кто-то другой. Затем песенный эскиз отправляется профессиональному аранжировщику.
Аранжировка. По сути вся магия создания музыки совершается именно на этом этапе. Аранжировщик подбирает инструменты, делает окончательную гармонизацию, придумывает музыкальные идеи, ходы и хуки. Только после его работы произведение начинает играть всеми красками.
Звукозапись.
Под готовую аранжировку следует записать как минимум чистовой вокал. Если вы пишете музыку с живой инструментовкой, нужно также снять барабаны, гитары, скрипки, трубы, рояль и все, чем наполнил песню аранжировщик. Для этого уже нужны музыканты и студия.
Редактирование. Миди-партии легко квантизировать, а вот с микрофонными дорожками придется повозиться. Даже если вы пишете музыку только с вокалом, вам нужно выбрать удачные дубли, выровнять дорожку по ритму и громкости, подтянуть ноты, очистить партию от щелчков, стуков, шорохов и прочего мусора.
Микширование.
Когда все дорожки приведены в идеальное состояние, с ними начинает работать звукорежиссер. Он выравнивает их по громкости, обрабатывает эквалайзерами, компрессорами, сатураторами, ревербераторами. Это тоже трудоемкий процесс, зачастую сводить не проще, чем писать музыку.
Мастеринг. Если звукорежиссер работает со множеством дорожек, то мастеринг-инженер получает всего один файл – готовый микс. Он доводит его звучание до идеала. В этом ему помогают дорогие мониторы, высококлассное оборудование и идеальная акустика рабочего помещения.
Продвижение.
Этот этап вообще не касается того, как писать музыку. Но он не менее важен. Нужно помнить о нем и закладывать определенный бюджет на рекламу, акции привлечения внимания и размещение песни на стриминг-платформах. Иначе даже потенциальный суперхит рискует остаться без должного внимания.

Несколько советов на заметку

  1. Не закапывайтесь в теорию. Начать писать музыку легко, если не стопорить самого себя мыслями о том, что ты чего-то не знаешь или не умеешь. Берите из теории только то, что требуется вам в данный момент. Обращайтесь к ней только тогда, когда чувствуете, что вам не хватает знаний.
  2. Анализируйте любимые песни. Лучшее обучение – разбор хитов. Чтобы писать музыку как гении, нужно понять их логику. Разбирайте успешные произведения, пробуйте полностью повторить их, отмечайте для себя интересные решения. А при работе над своим материалом используйте референсы.
  3. Стремитесь к оригинальности. Многим кажется, что для создания музыки все успешные авторы используют какие-то общие законы. Но если вы проанализируете несколько нетленных хитов, то поймете, что у каждого из них есть своя изюминка. Экспериментируйте и ищите то, что удивит слушателя.
  4. Следите за трендами. Чтобы писать музыку, которая будет востребована сегодня, поймите, что нравится современному слушателю. Конечно, никто не хочет зависеть от чьих-то вкусов, но вы можете найти и то, что будет созвучно вашим собственным музыкальным предпочтениям.
  5. Пишите музыку легко. Старайтесь делать аранжировку быстро, не зацикливайтесь и доводите дело до конца. Проблема многих музыкантов в том, что они на определенном этапе начинают утопать в незавершенных демках. Иногда стоит пожертвовать своим перфекционизмом.

И главный совет: действуйте. Не ждите, пока научитесь писать музыку, освоите теорию, запасетесь оборудованием своей мечты. Практика даст вам больше, чем любой плагин. Собственный опыт укрепится в вашем мозге сильнее, чем любые теоретические выкладки.
Нет мониторов – используйте наушники. Нет софта – откройте бесплатную версию онлайн-секвенсора. Сегодня достаточно включить компьютер, и вы уже имеете мощнейший инструмент для создания музыки. А со временем вы обязательно получите желанное оснащение. И к тому моменту вы можете уже быть крутым продюсером. Все зависит только от вас.

Автор

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно