Аккордовые последовательности
Аккордовые последовательности – это наборы трезвучий или септаккордов, сменяющих друг друга. Одна короткая цепочка может замыкаться и повторяться на протяжении всей песни. Произведение может состоять и из нескольких комбинаций: одна для куплета, другая для прехоруса, третья для припева. Песня может представлять собой и одну сложную аккордовую последовательность, которая создает постоянное развитие. Количество трезвучий может варьироваться. Многие фанк-композиции строятся на одном септаккорде, но это специфика стиля. В других музыкальных произведениях, как правило, используется несколько аккордов.
Как составлять аккордовые последовательности?
Умудренные опытом продюсеры строят цепочки с хроматизмами, отклонениями, модуляциями и другими гармоническими нагромождениями. Такие ходы придают песне интересную текстуру, динамичность и драматизм. Но не стоит гнаться за сложностью. Во-первых, современному слушателю витиеватые аккордовые последовательности могут показаться старомодными. Во-вторых, начинающий композитор может запутаться в ответвлениях и сочинить что-то несуразное. Поэтому для начала придерживайтесь нескольких правил.
Работайте в одной тональности. К примеру, ля-минор включает в себя аккорды Am, Bdim (можно не использовать), C, Dm, Em (обычно вместо него играют E), F, G. Берите любой из них – и вы точно не промахнетесь. Но в другой тональности будет уже другой аккордовый состав.
Стремитесь к тонике. Старайтесь начинать или заканчивать аккордом первой ступени (тоническим трезвучием). В тональности ля-минор это Am (ля-минор). Так аккордовая последовательность будет звучать законченно, основательно. Вы и сами почувствуете это тяготение, когда начнете играть.
Опирайтесь на основные аккорды. Возьмите за основу первую, четвертую и пятую ступени. Это тоника, субдоминанта и доминанта. В ля-миноре они представлены как Am, Dm и Em (E). Это самая распространенная аккордовая последовательность. Она обеспечивает наиболее логичное гармоническое развитие.
Добавьте другие ступени и послушайте. Когда освоите проход от тоники через субдоминанту и доминанту к тонике, попробуйте заменить одну из этих ступеней третьей, шестой или седьмой. Или дополните состав, не меняя основу. И обязательно слушайте, красиво ли это звучит. Если нравится – оставляйте.
Вы можете прочитать, как использовать генератор аккордов Amped Studio и попробовать создать свою мелодию онлайн.
Как обозначают гармонические цепочки?
Представьте, что вы гармонизовали песню, но пока не нашли оптимальную тесситуру, высоту, которая была бы комфортна и для вокалиста, и для гитариста, и для басиста. Возьмем какую-нибудь нехитрую аккордовую последовательность: к примеру, Am – F – Dm – E. Если мы сдвинем ее на два тона, у нас получится уже Cm – Ab – Fm – G. Еще на тон вверх: Dm – Bb – Gm – A. Обозначения постоянно меняются.
Но мы понимаем, что общее звучание, взаимоотношения аккордов остаются теми же, меняется только тональность. Поэтому многие музыканты стали обозначать аккордовые последовательности римскими цифрами, по ступеням. Так наша гармония будет иметь вид «i – VI – iv – V». Минорные аккорды обозначают строчными символами, мажорные – заглавными.
Теперь аккорды любой тональности сводятся к семи римским цифрам. Некоторые музыканты используют даже более привычные арабские цифры. Например, так обозначают аккордовые последовательности в джазе. Основными ступенями считаются I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта). Но остальные ступени тоже очень часто используются в музыке. На всякий случай держите аккордовую шпаргалку. Здесь по ступеням расписан аккордовый состав каждой тональности.
I | ii | iii | IV | V | vi | vii° | |
C | C | Dm | Em | F | G | Am | B° |
C# | C# | D#m | E#m | F# | G# | A#m | B#° |
D | D | Em | F#m | G | A | Bm | C#° |
D# | D# | Fm | Gm | G# | A# | Cm | D° |
E | E | F#m | G#m | A | B | C#m | D#° |
F | F | Gm | Am | A# | C | Dm | E° |
F# | F# | G#m | A#m | B | C# | D#m | E#° |
G | G | Am | Bm | C | D | Em | F#° |
G# | G# | A#m | Cm | C# | D# | Fm | G° |
A | A | Bm | C#m | D | E | F#m | G#° |
A# | A# | Cm | Dm | D# | F | Gm | A° |
B | B | C#m | D#m | E | F# | G#m | A# |
[Таблица ступеней и аккордов в мажорных тональностях]
i | ii° | III | iv | v | VI | VII | |
Cm | Cm | D° | D# | Fm | Gm | G# | A# |
C#m | C#m | D#° | E | F#m | G#m | A | B |
Dm | Dm | E° | F | Gm | Am | A# | C |
D#m | D#m | E#° | F# | G#m | A#m | B | C# |
Em | Em | F#° | G | Am | Bm | C | D |
Fm | Fm | G° | G# | A#m | Cm | C# | D# |
F#m | F#m | G#° | A | Bm | C#m | D | E |
Gm | Gm | A° | A# | Cm | Dm | D# | F |
G#m | G#m | A#° | B | C#m | D#m | E | F# |
Am | Am | B° | C | Dm | Em | F | G |
A#m | A#m | C° | C# | D#m | E#m | F# | G# |
Bm | Bm | C#° | D | Em | F#m | G | A |
[Таблица ступеней и аккордов в минорных тональностях]
Что такое диатоника и хроматика?
Диатоника – это звукоряд, в котором все ноты располагаются по чистым квинтам (вверх) или по чистым квартам (вниз). Попросту говоря, это обычная минорная или мажорная гамма из семи ступеней. От каждой из ступеней мы можем отложить одно трезвучие. Оно будет либо мажорным, либо минорным. Если мы захотим, к примеру, в тональности ля-минор выстроить от ноты ля минорное трезвучие, у нас не получится это сделать, потому что в диатонической тональности ля-минор нет ноты до-диез, которая входит в аккорд ля-мажор.
Таким образом, диатоника дает нам четкий набор нот, интервалов и аккордов. Работая в рамках диатонического ряда, мы избегаем диссонансов и странных для слуха аккордовых последовательностей. Грубо говоря, любая тональность (например, ми-мажор, си-бемоль-минор и т.п.) – это диатоника. Что касается аккордов, то в мажоре у нас есть три мажорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три минорных и один уменьшенный (VII ступень). В миноре у нас есть три минорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три мажорных аккорда и один уменьшенный (II ступень). Как мы видим, состав остается тем же, меняется только порядок. Так что и мажор, и минор, и другие «натуральные» лады (фригийский, локрийский и т.д.) представляют собой диатоники.
Хроматический звукоряд – это 12 нот, расставленных по полутонам. Две соседние ноты образуют интервал, который называется «малая секунда» (например, до и до-диез). В рамках хроматической гаммы возможны любые мелодии, интервалы и аккордовые последовательности. Но произведения, построенные на хроматике, могут иметь специфическое звучание, так как по сути композитор здесь ничем не ограничен. Любые диссонансные интервалы и самые странные гармонические комбинации не будут нарушать хроматику.
Но аккуратное вплетение хроматизмов в музыку добавляет ей красоты и оригинальности. К примеру, увеличенное трезвучие до (Caug) или малый мажорный септаккорд до (C7) для тональности ля-минор являются хроматизмами, так как в Caug есть нота соль-диез, а в C7 – си-бемоль. Эти ноты не входят в тональность ля-минор. Но вы можете вплести Caug или C7 в песню в ля-миноре так, что они будут уместны.
Простые аккордовые последовательности
Далее мы рассмотрим конкретные цепочки, которые можно применять на практике. Не будем брать хроматизмы, так как это сложная и специфическая тема. Обратимся к комбинациям трезвучий, построенных на семи ступенях диатоники. Как мы уже сказали, количество аккордов в цепочке может быть разным. Самый простой вариант – аккордовая последовательность из двух трезвучий.
Такая форма придает песне специфическую окраску. Здесь четко улавливается возвратное движение. Мы как будто ходим вперед-назад, но не можем спрыгнуть с этой траектории. Причем ее длина может быть разной. Одному аккорду вы можете отдать хоть целый такт или даже половину куплета. А можете, наоборот, сократить дистанцию и делать смену на каждую четверть. Не важно, строите вы аккордовую последовательность в мажоре или в миноре, в любом случае у нас есть несколько паттернов.
- I – V (например, Am – E или C – G)
- I – IV (Am – Dm или C – F)
- I – VII (II) (Am – G или C – Dm)
- I – III (Am – C или C – E)
- I – VI (Am – F или C – Am)
Как вы заметили, во всех парах присутствует тоническое трезвучие. В любом произведении есть первая ступень, иначе музыка теряет основание или первой ступенью становится какая-то другая нота. Но тяготение в тонику имеется в любом случае. Его требует наше слуховое восприятие.
Но вот пример, когда мы можем убрать тонику из аккордовой последовательности. Играйте весь куплет движение IV – V – IV – V – IV – V – IV – V (или любое другое, но без I). А припев начните с тоники. Так у вас получится гармоничное курсирование: куплет метался между неустойчивыми ступенями, но припев нашел тонический выход.
Также будет отлично работать контраст между скупым на аккорды куплетом (возьмем то же блуждание между двумя ступенями) и насыщенным аккордовыми последовательностями припевом или прехорусом. Играйте, к примеру, весь куплет i – VI – i – VI – i – VI – i – VI (Am – F), а в припеве – i – VI – III – V (Am – F – C – E). Экспериментируйте. Даже простые ходы дают возможность придумать что-нибудь необычное.
Паттерны из трех аккордов
Усложним гармонию, добавим еще одно звено. Стандартное движение как раз и состоит из трех точек: тоника – субдоминанта – доминанта. По устойчивости это, пожалуй, лучшая аккордовая последовательность во всем разнообразии мировой музыки. Но под ритм на 4 счета она не подходит, поэтому в ней дублируют или продлевают одну из трех ступеней. Получается несколько модификаций.
- I – IV – V – V
- I – IV – IV – V
- I – I – IV – V
- I – IV – I – V
- I – V – IV – V
Почему бы не взять какую-нибудь из побочных ступеней? Композиторы часто так и поступают. Причем другие ступени способны выполнять те же функции, что и основные: II – субдоминантовую, III – тоническую или доминантовую, VI – тоническую или субдоминантовую, VII – доминантовую. То есть они создают ту же силу тяготения в тонику, что и субдоминанта и доминанта, и имеют схожий с ними характер. Вы можете как заменять этими аккордами основные трезвучия, так и добавлять их в базовую аккордовую последовательность. Получается еще больше вариантов.
- I – II – V – V
- I – II – II – V
- I – I – II – V
- I – II – I – V
- I – V – II – V
- I – II – IV – V
- I – IV – II – V
- I – III – IV – V
- I – III – VI – IV
- I – IV – VI – V
- и так далее
12-тактовая аккордовая последовательность
По сути это та же базовая трехаккордовая цепочка I – IV – V, но растянутая на 12 тактов. Первые 4 такта играем тонику, затем 2 такта субдоминанту, возвращаемся обратно на тонику и стоим на ней 2 такта, потом 2 такта на доминанте и 2 такта на тонике. Начало и конец можно разнообразить: в самом последнем такте сыграть доминанту в качестве перехода к следующему паттерну, а перед этим вставить субдоминанту. В общем, получается такая схема: T – T (S) – T – T – S – S – T – T – D – D (S) – T – T (D).
Это достаточно узнаваемая аккордовая последовательность для гитары, она используется во многих блюзовых произведениях. Но еще чаще ее применяют в качестве аккомпанемента для импровизации. Один гитарист играет эту комбинацию аккордами, второй исполняет под нее джем-соло. В какой-то момент они меняются. Аккомпанирующий музыкант также задает характерный для этой формы ритм – шаффл. Это триольная пульсация (раз-два-три-раз-два-три) без второй доли. Если понимаете длительности, то это повторение рисунка «четверть – восьмая».
Аккордовую последовательность для блюза играют и на одной гитаре. Для этого нужно время от времени задавать гармонию с помощью аккордов и поддерживать блюзовый ритм. Также можно играть интервалы и пауэр-аккорды. Нередко вместо трезвучий используются септаккорды и секстаккорды. В остальное время нужно делать соло-вставки. А если исполнять эту аккордовую последовательность на пианино, ее легко разложить на партию баса-гармонии (для левой руки) и соло-партию (для правой).
Прогрессия 1950-х
Эта комбинация была особенно популярна в 50-х годах, что ясно из ее названия. Она базируется все на том же движении I – IV – V в мажоре. Добавьте сюда шестую ступень, и получится схема 1950-х. Субдоминанту в некоторых случаях заменяли второй ступенью. Таким образом, мы получаем две разновидности этой цепочки.
- I – VI – IV – V (например, C – Am – F – G)
- I – VI – II – V (C – Am – Dm – G)
Эту красивую аккордовую последовательность придумали еще раньше. Она использовалась даже в ранней классической музыке. Но в 1930-х на ней построили несколько песен, ставших хитами, и она стала ассоциироваться с вокальной музыкой тех времен. А в 50-е достигла наивысшей популярности и даже стала базовым элементом целого жанра – ду-воп.
Иногда эту аккордовую последовательность так и называют – «ду-воп-прогрессия». В ду-вопе вокалисты исполняют и главную мелодическую партию с текстом, и гармоническую партию аккомпанемента. Часто они пропевают как раз слоги «doo-wop», по которым жанр и получил название. Четыре вокалиста по сути могут составить полноценную группу. Но в выступлениях все равно участвовали барабаны, саксофон, рояль, гитара, контрабас. И все это обязательно двигалось по пути I – VI – IV (II) – V.
Круговые аккордовые последовательности
Как мы узнали, все ступени диатоники выстраиваются по квинтам вверх или по квартам вниз. Эту структуру можно изобразить в виде кварто-квинтового круга. Круговые цепочки трезвучий как раз основываются на этом движении по квинтам и квартам. Оно считается наиболее логичным, сильным и гармоничным. Тональность составляют куски из шести трезвучий (найдите на круге, например, уже знакомые нам F, C, G, Dm, Am, Em).
[Кварто-квинтовый круг]
Самый крепкий вариант: I – IV – VII – III – VI – II – V – I. Сыграйте и послушайте, насколько связно звучит эта аккордовая последовательность. Она также называется «золотой секвенцией». В до-мажоре это аккорды C – F – Bdim – Em – Am – Dm – G – C. Конечно, можно выстроить и другие цепочки, если, например, начать с другой ступени, отсечь какую-то область круга, поменять части местами, перевернуть.
Гармонизация гаммы
Итак, каждая натуральная (диатоническая) гамма включает в себя 7 ступеней. Хроматическая – 12. Теоретически от каждой ноты мы можем отложить 4 трезвучия. Трезвучие строится по терциям, которые бывают большими (4 полутона) и малыми (3 полутона). Соответственно, мы можем составить мажорный аккорд (4+3), минорный (3+4), уменьшенный (3+3) и увеличенный (4+4).
Но в рамках натуральной (диатонической) гаммы построить на каждой ступени 4 трезвучия не получится. К примеру, в тональности до-мажор от ноты до мы можем построить только мажорный аккорд. Если попробуем сыграть трезвучие до-минор, у нас появится нота ми-бемоль, а ее в тональности до-мажор попросту нет.
Так мы получаем ограниченный набор аккордов внутри тональности. В мажорных тональностях от ступени I строится мажорный аккорд, от II и III – минорные, от IV и V – мажорные, от VI – минорный, от VII – уменьшенный. И никак иначе. В противном случае у нас будут появляться ноты, которые не входят в гамму. Их, конечно, тоже можно использовать, но с большой осторожностью.
Использование семи аккордов в рамках одной тональности и называют гармонизацией гаммы. Используйте любые трезвучия из этого набора, и у вас будет красивая аккордовая последовательность. Некоторые песни строятся даже на последовательном движении этих аккордов вверх (I – II – III – IV – V – VI – VII) или вниз (VII – VI – V – IV – III – II – I). Такие комбинации тоже можно применять, целиком или частично.
Минорные и модальные цепочки
К минору аккордовые последовательности, рассмотренные выше, тоже применимы, в том числе восходящее и нисходящее движения. Минор имеет тот же аккордовый состав, что и мажор, меняется только порядок. I – минорное трезвучие, II – уменьшенное, III – мажорное, IV и V – минорные, VI и VII – мажорные.
К примеру, у до-мажора и ля-минора идентичный аккордовый состав. Эти тональности называются параллельными. Это позволяет начать аккордовую последовательность с минорной тоники, а закончить на мажорной в параллельной тональности (например, Am – F – Dm – G – C). Такие ходы помогают бесшовно, но эффектно менять настроение песни.
Если мы находимся в мажорной тональности (возьмем все тот же до-мажор), но в какой-то момент закрепились на шестой ступени и начали ощущать ее как первую (тонику), это означает, что мы перешли в параллельный минор (в данном случае ля-минор). То же самое можно проделать с любой другой ступенью. От II строится дорийский лад, от III – фригийский, от IV – лидийский, от V – миксолидийский, от VI – эолийский (минор), от VII – локрийский.
Конечно, не совсем корректно рассматривать эти лады как модификации мажора (он, кстати, называется ионийским ладом). Это такие же звукоряды, как мажор или минор, просто они намного реже используются. Обычно композиторы добавляют из них отдельные ноты или аккорды для придания произведению тех или иных красок. Вообще, это отдельная тема, большая и увлекательная. Если интересно, изучите ее самостоятельно.
Как использовать аккордовые последовательности при написании музыки?
Нет единственно правильного алгоритма сочинения музыки. Вы можете выстраивать композицию вокруг текста, вокруг ритмической основы, вокруг хука или музыкальной идеи. Но традиционный метод – гармонизовать вокальную мелодию. Вы просто подбираете аккорды к мелодии и слушаете, какая комбинация вам больше нравится. При этом нужно следить, чтобы между мелодической и гармонической линиями не возникало диссонансов и тесситурных конфликтов.
Обратный способ – выстроить мелодию, опираясь на аккордовую последовательность. Гармония уже дает множество звуков, которые могут подсказать мелодическое направление. И если у вас нет идей, попробуйте сначала записать комбинацию трезвучий, а затем займитесь импровизацией, напевая поверх записи все, что приходит в голову. Или просто составляйте фразы из тех нот, которые входят в гармоническую текстуру.
Как собрать аккордовую последовательность? Первый способ мы узнали в самом начале статьи: берите любые аккорды, входящие в тональность. Меняйте их местами так, как вам заблагорассудится. Слушайте и оставляйте сочетания, которые понравились больше всего. Чтобы не запутаться, опирайтесь на тонику, вас всегда будет клонить именно к ней.
Второй способ: перебирайте цепочки, предложенные в статье. Возьмите комбинации из таблиц. Попробуйте двухаккордовые сочетания. Попробуйте трехаккордовые сочетания. Может быть, вам придется по вкусу 12-тактовый блюз. Может быть, вам подойдет аккордовая последовательность 50-х. Поработайте с золотой секвенцией. Поэкспериментируйте с восходящим или нисходящим движением.
Когда освоите ступени и функции, попробуйте сломать систему. Там, где должно стоять минорное трезвучие, сыграйте мажорное. Послушайте, что получится. Попробуйте добавить в стандартную схему какой-нибудь совсем неподходящий аккорд. Поищите красивые переходы в параллельную тональность. Не замыкайте одну схему, а комбинируйте разные варианты.
Очень полезное занятие – разбор популярных песен, как современных, так и уже ставших классикой. Посмотрите аккордовые последовательности в R&B, роке, регги и других стилях. Посмотрите, как выстраивают гармонию знаменитые музыканты. Подберите аккорды и разложите их на ступени. Наверняка, вы найдете много примеров, которые вас удивят. Уловите логику и применяйте ее для написания своих песен. Учитесь у лучших.
В заключение стоит сказать, что не стоит зацикливаться на аккордах. Есть масса элементов, которые сделают ваше музыкальное произведение оригинальным и выразительным. Это и цепкие хуки, и красивая мелодия, убойный ритм, необычное композиционное строение, тембры инструментов и многое другое. Но если вы добавите ко всему этому уникальную гармонию, у вас есть все шансы создать нечто выдающееся. Нет вдохновения – запустите какой-нибудь программный генератор аккордовых последовательностей. Но не позволяйте обстоятельствам тормозить ваше творчество.
Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно