ru

Полиритмия в музыке

Полиритмия превью

Ритм создаёт основу для музыки. Ритмический рисунок определяет стиль и характер произведения. Современному звучанию свойственны сложные ритмы. Их чередование часто бывает неожиданным и воспринимается как авангардное искусство. Применение разных ритмических рисунков делает музыку неординарной и богатой.

Полисочетание битов имеет глубокие корни в музыке народов Африки. Позже оно нашло отражение в джазе. В этой статье мы поговорим о том, что такое полиритмия, как работать с разными рисунками. И что надо знать, чтобы кросс-ритм не превратился в какофонию.

Полиритмию часто называют альтернативной музыкой. В её звучании психологи находят потенциал возможностей для саморазвития и терапии.

Что такое полиритмия в музыке

Полиритмия – это такой характер исполнения музыки, в котором звучат несколько ритмических рисунков одновременно. К примеру – есть основной темп, который задаёт ударник. И вместе с ним звучит другой ритм, отличный от первого, который исполняет бас.

По-хорошему, есть два термина – полиритмия и полиметрия. Полиритмия предполагает соединение разных ритмических рисунков, часто дополнение простого ритма более сложным. Полиметрия – объединение нескольких музыкальных размеров в одновременном звучании, разная длина тактов в одной и той же песне. Однако разделение между этими двумя понятиями весьма условное. Поэтому их часто используют в качестве синонимов и взаимозаменяемых слов.

Часто в полиритмии основной и добавочный ударные инструменты звучат в разных размерностях. Есть простые метры 2/4, ¾ или 4/4, 6/8. Они встречаются во многих стилях, на них обычно строится популярная музыка. К простым ритмам подстраиваются более сложные рисунки. Они делают музыку ярче, богаче, интереснее.

Сочетание нескольких размеров выражает дух современности. Традиционная классика не всегда соответствует характеру 21 века. Сочетание многих ритмов отражает сложную разноплановую жизнь современного человека. И иногда, в непрофессиональном исполнении, воспринимается как «не слаженное» звучание.

Как устроена полиритмия

Полиритмическая музыка – сложная и необычная. Она может состоять из двух, трёх и более ритмов. При этом их сочетание может быть равноправным или подчинённым. Таким образом, существует два направления образования рисунка акцентов в полиритмии, а именно:

  • К основному рисунку добавляется вторичный ритм. Здесь основной ритм будет вести через всю мелодию. А дополнительный — будет разнообразить акценты. Дополнительный ритм может звучать периодически, вступать в отдельных промежутках, наиболее ярких и выразительных. Или сопровождать мелодию на всём протяжении произведения, постоянно.
  • Звучат несколько основных ритмов вместе, на «равных правах». В таком формате нет ведущего и дополнительного музыкального узора. Линии акцентов выступают наравне. При этом иногда ритмы могут уступать друг другу лидирующие позиции.

Любой формат полиритмического рисунка сложен для выполнения и требует высокого музыкального мастерства. В исполнении такой музыки много подводных камней. И результатом будет либо сложное оригинальное звучание, либо полное несоответствие звуков, напоминающее плохо сыгранный оркестр.

Где применяются полиритмы

Как ни странно, полиритмические приёмы часто встречаются в народной музыке. Разные культуры применяли сочетание перекрёстных ритмов. Наиболее известные примеры – карибская, кубинская, южноамериканская, индийская и африканская музыка. Не так уж мало – на довольно большой территории люди применяли перкуссию в музыке на протяжении тысяч лет.

Западная классическая музыка реже тяготела к полиритмии и ударным инструментам. Хотя примеры использования встречаются даже в трудах классиков 16-17 века. В современном исполнении перкуссия и полиритмия характерны для авангардных стилей. Разные ритмы использует математический рок (он же мат рок).

Отметим подробнее несколько музыкальных направлений, в которых перекрёстный ритм нашёл наиболее яркое выражение.

Африканская музыка

Барабаны – основа звучания в музыке Африки. Это не просто ударный инструмент, это также средство общения на расстоянии. Неудивительно, что при таком особом статусе ударники стали основой народного стиля. Именно в Африке сочетание разных ритмов стало отличительной чертой музыки. Звук барабанов – это разговор, в котором участвуют несколько человек или инструментов одновременно.

Самые сложные полиритмы обычно имеют африканское происхождение. Самые распространённые полиритмические сочетания – также родом из Африки. Они формировали чувство общности на протяжении поколений. И продолжают поддерживать его на других материках по сей день.

Музыка йоруба

Это направление – родом из народной музыки Нигерии. Африканский народ йоруба создал уникальную субсахарскую цивилизацию. На их территории существовали города-государства, духовные центры, монархии.

Йоруба дали миру известные статуэтки и разнообразную музыку. Вокальные традиции йоруба влились в латиноамериканское пространство, образовав там свой южноамериканский стиль.

Музыка йоруба стала самым известным напевом африканских этнических мотивов. Она использовалась для обращения к богам. Здесь предполагается богатый ударный бой, в котором звучат – говорящий барабан дундун, натяжные и ленточные барабаны огидо. Дополнительно – перкуссия и хлопки в ладоши. Большая часть барабанного сопровождения использует перекрёстные ритмы. Стандартный рисунок называют пятитактным, используется полиритмия 3:4.

Хип хоп и брейк данс

Хип хоп называют постмодернистским жанром. Он создан афроамериканцами, получил распространение в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. В формате хип хоп обычные рифмы и тексты меняют своё звучание до неузнаваемости. Иногда сложно поверить, что эти слова были классикой. Тексту со смещёнными акцентами соответствует танец, который изображают под музыку хип хоп.

Для стиля характерны танцевальные движения, в которых части тела «перетекают» из одного положения в другое. Также хип хоп включает брейк данс, при исполнении которого создаётся визуальное впечатление, что движения рук и ног дискретны. Такому рваному танцу идеально подходить смещённый ритм и сочетание перекрёстных битов.

Джаз и буги-вуги

Джаз известен как самая сложная форма музыки. Возник в начале 20 века в США в результате синтеза двух культур – европейской и американской. Среди основных черт джазовых произведений — полиритмия, синкопирование ритмов, свинг и импровизация.

Истоки джаза – в музыке рабов, завезенных на территорию Нового света из Африки. Это этнически африканская музыка, которая впитала в себя европейские нотки. Будучи воспринят вначале в качестве фольклора маргиналов, джаз получил мировое признание и стал одним из самых популярных стилей 20 века.

Металлический рок

Металлический стиль использует сильно искажённый, усиленный гитарный звук. У стиля также агрессивный ритм, который может привести к психопатическому состоянию. Возникнув в середине 70-х, рок со временем разделился на два десятка металлических направлений. Среди которых – прогрессивный рок, готический, альтернативный, тяжёлый рок, индустриальный и симфонический металл. Наиболее причудливые музыкальные размеры, полиритмия и мощные ударные инструменты встречаются в прогрессивном и математическом роке.

Изначально стили рока использовали простые ритмы. Однако с развитием музыки профессиональные музыканты стали вводить в произведения полиритмию – на гитарах, пианино и ударниках. Сегодня довольно часто басовая линия гитары не совпадает с ритмическим рисунком клавишника синтезатора, к примеру – бас играет 4:4, синтезатор – 3:4. Музыкальные инструменты, на которых играют металлисты, отлично подходят для ведения нескольких ритмических рисунков. А сам характер музыки, – агрессивный и тяжёлый, — усиливается перекрёстным битом.

Поли вокал

Полиритмическое пение предполагает работу двух вокалистов. Количество певцов может быть больше. Чем разнообразнее голоса и ритмы, тем богаче будет звучать произведение. Конечно, при условии гармоничного сочетания их друг с другом.

Полиритмию не стоит относить к определённым размерам и жанрам. Она может быть использована в разных стилях и направлениях. Всё зависит от уровня музыканта и его способностей обогащать, соединять между собой ритмы. Для написания полиритмической музыки нужно быть мастером.

Полиритмия в популярной музыке

Популярная музыка обратилась к полиритмам только в 20 столетии. Первыми ввели разброс битов в игру джазмены. Они использовали этническую перкуссию для разнообразия звука, его отличия от традиционной классики.

После к полиритмии и мощной поддержке ударных обратились музыканты стиля metal rock. Они также создали несколько новых направлений, основанных на сочетании и чередовании разных ритмов.

Сегодня полиритмические мотивы популярны и востребованы в танцевальных произведениях.

Как определить полиритмию

При первом прослушивании не всегда понятно, есть ли присутствует ли в исполнении полиритмия и перкуссия. Как определить эти музыкальные формы? Прослушайте исполнение несколько раз, с остановками, по частям, чтобы определить наличие характерного звучания. Обратите внимание на особенности полиритмической музыки, а именно:

  • Ритмические рисунки в такте разные – это слышно, при первом прослушивании не получается понять ритм. Он явно не один, понадобится несколько повторов, чтобы уловить различие между ритмическими дорожками.
  • У разных ритмов не совпадают акценты, при этом периодически слышна общая ударная доля. По ней можно определить размерность. В общем акценте одновременно звучат тактовые начала каждого ритма. Общий акцент стоит вначале такта. По его расположению можно разделить произведение на музыкальные отрезки.
  • Ритмы не совпадают по количеству долей – это также определяется внимательным повторным прослушиванием.
  • Сложно на слух определить размерность музыки. Это также – критерий полиритмии. Разные размеры не просто дополняют друг друга. Они часто «спорят» между собой.

Кроме того, учитывайте, что полиритмические промежутки могут быть вписаны эпизодично или на протяжении всего звучания, сопровождать мелодию всё время.

Как считать полиритмию

Определить общий рисунок полиритмии не всегда удаётся с первого прослушивания. Желание переснять звук приводит к необходимости считать ритм и разделить произведение на такты. В полиритмических формах эта задача становится архисложной. Особенно для человека, который не практиковал прежде работу с перекрёстными ритмами.

Для считывания полиритмического произведения можно воспользоваться следующими советами:

  1. Определите наличие первого общего акцента – где расположен. Это позволят сделать разметку по тактам, посчитать, количество тактов и определить их длительность. Помните, что тактовые расстояния в полиритмии и перкуссии могут быть разными по длительности.
  2. Попробуйте выделить один ритм – тот, который слышен постоянно. Обычно, он звучит сильнее, по крайней мере, в большей части произведения.
  3. После выделения главного ритма будет проще услышать вторичные. Их может быть несколько. Чем больше дополнительных битов, тем сложнее будет записать мелодию по слуху. Выделить чередование акцентов, распределить их по музыкальным рисункам и воссоздать игру своим ансамблем – может оказаться довольно сложным и длительным процессом. Проще снять и исполнить музыку. В которой только два перекрёстных ритма. При этом второй рисунок может звучать постоянно или периодически. Может вторить первому или воспринимается на слух как звучащий «сам по себе».

Сложное сочетание ритмов вызывает желание прослушать музыку ещё и ещё, чтобы разобрать её рисунок. Возможно, перекрёстные ритмы – одна из причин популярности народной музыки Нигерии, Зимбабве, Африки. А также фактор того, что интерес к нигерийскому исполнению и музыке йоруба не ослабевает. Кажется, что слушать эти магические напевы можно вечно.

Примеры полиритмов, наиболее популярные полиритмы

Среди наиболее популярных полиритмических рисунков – хемиола и кросс-ритм. Оба они возникли почти 100 лет назад. И до сих пор – стабильно популярны в музыкальных произведениях.

Хемиола (гемиола)

Данный бит – это наложение двухдольного ритма на триольный. В данном приёме двухдольный рисунок становится трёхдольным при переносе акцентов внутри такта. Проще говоря – два инструмента играют разное количество ритмов за такт. Один ударник – 3 ритма внутри одного такта, второй ударник – 2 ритма за тот же такт. Отсюда формула гемиолы 3/2 – три базовых ритма и два контр.

В схему хемиолы хорошо укладываются восьмые ноты. Четверти не подходят, они лишают партию полиритмической структуры. При звучании первые звуки базового и встречного ритма совпадают. После – они расходятся и соединяются вместе только вначале следующего такта. Таким образом, на первой ноте звучит общий акцент. Дальше места акцентирования расходятся.

Хемиола растёт из африканской музыки. Она встречается в африканском стиле, джазе, роке. Впервые стала популярной в 15 веке, тогда её вводили в произведение перед завершением, каденцией. К примеру, хемиолы использовали в своих обработках Шуман и Брамс. Самим термином «хемиола» в средние века обозначали «произведение, в котором по ходу исполнения меняется размер».

Кросс-ритм

Термин кросс-ритм был придуман в 1934 году для обозначения ритмических конфликтов. Ему характерно соотношение 3:2, его также называют вертикальной хемиолой. Из существующих пяти ритмов два нижних являются основными. Три верхних – второстепенными. В случае танцевальной музыки в ритм основным долям двигаются ноги исполнителя танца. Дополнительные акценты выражаются руками или самим характером исполнения.

Автором термина стал музыковед, обосновавшийся в Замбии в качестве миссионера. Его звали Артур Моррис Джонс. Он издал двухтомное исследование африканской музыки и ряд музыкологических исследований. Термин кросс-ритм и кросс-бит был введен Артуром для обозначения такого сочетания мотивов, в котором акценты не совпадают. Моррис Джонс также называл перекрёстное сочетание ритмов субсахарским и объяснял, что оно наиболее свойственно народностям Африки южнее Сахары. Он также говорил, то постоянное ритмическое противоречие – главная особенность южноафриканской музыки, часть её природы.

Кросс-ритм часто используют в качестве синонима «полиритм». В чём особенности этой музыкальной формы?

  • Сам по себе кросс-ритм означает смещение акцентов. В этом формате акценты противоречат ритмической схеме.
  • Произведение можно назвать кросс-ритмом, если сочетание разных рисунков встречается в большей его части и является основой.

Пример кросс-ритмического рисунка: в размере 4/4 стандартные акценты 2:2:2:2 смещаются к формату 3:3:2, при этом в смещённых акцентах выделяются второй и третий звуки.

Полиритм 3:4

Сочетаются два рисунка, в одном 4 акцента внутри такта, во втором 3. При этом первый бит для обоих рисунков совпадает.

Полиритм 4:5

Воспринимается на слух как традиционный африканский мотив. Первый акцент – общий для двух рисунков. В одном размере звучит 4 удара внутри такта, во втором – 5 ударных долей.

Для исполнения полиритмических произведений нужен ансамбль. Невозможно изобразить разные ритмы одним инструментом или голосом. Нужно несколько ударников, разных инструментов или хор голосов.

Практика полиритмии

Для того чтобы применять полиритмы в своей музыке, необходима практика. Ещё сложнее считывать полиритмию из готового произведения.

Вот некоторые советы, которые помогут овладеть сложным музыкальным приёмом:

  • Постепенное добавление второго ритма. Сначала – нужно наиграть первый основной рисунок. И после – добавлять сегментами второй. При считывании – постарайтесь распознать сначала основной ритмический рисунок. После будет проще расшифровывать последующие.
  • Подобрать под полиритмический рисунок фразу. Проговаривание фразы с ударением должно быть созвучно ритму. Фраза может быть совсем обычной, к примеру «Саша пишет Маше». При этом ударения на словах должны совпадать с акцентами в чередовании битов.

Примером работы с полиритмией является обучение на пианино. На этом инструменте каждая рука играет свою мелодию. Правда, в классических пьесах для клавиш ритмы сочетаются друг с другой. Однако практика игры двумя руками разных нот помогает после исполнять полиритмию на ударных инструментах. Какие приёмы используют при обучении детей игре на фортепиано:

  1. Сначала надо играть по отдельности каждой рукой. Отдельно разучить партию правой, отдельно левой кисти. Приступать к объединению и совместному проигрыванию только после хорошего изучения мелодических линий по отдельности.
  2. Соединить первый такт – сыграть его двумя руками. Повторить несколько раз, чтобы сделать «привычным» разное движение пальцев.
  3. Соединить игру рук во втором, третьем и последующих тактах. После – соединять в отдельные участки звучание двух, трёх и более тактовых отрезков.

Аналогичным образом работают над полиритмическим исполнением. С той разницей, что в роли разных рук могут работать инструменты, музыканты, вокалисты.

Ещё немного о полиметрии: простая и сложная

Рассмотрим подробнее различия двух похожих терминов, которые часто путают даже музыканты. Полиритмия (предмет нашей статьи) — это перекрёстное чередование ритмов со смещением акцентов. В ней сочетаются разные темпы и музыкальные размеры. А вот в полиметрии на основе одного темпа меняются размер такта.

При этом общая картина и там, и там интересна. Она сложна в первом восприятии и потому вызывает желание прослушать исполнение несколько раз.

Приведём пример: гитарное соло играет в размере 7/8. Вторая гитара – в размере 5\8. Может быть и третья гитара, и четвёртая. Если это полиметрия, то в каком бы размере не играли музыкальные инструменты, важно, что длительность размерности у них будет одинаковая. В данном случае – 1/8.

Полиритмию делят на простую и сложную. Простая – это переменный размер. К примеру, произведение исполняют на размере ¾ и периодически вставляют размер 5\8.

В сложном полиритмическом рисунке совпадают доли и не совпадают размеры. Пример – сологитара играет восьмушками размер 4/4, при этом вторая гитара обыгрывает тот же размер триолями. В таком случае будут совпадать акценты и сильные доли. Размер – различен.

Самый сложный вариант полиритмии – это разные и размер, и темп. Такое исполнение может показаться аритмичным. Однако при повторном прослушивании прослеживается чередование ритмов и партий отдельных инструментов.

Психологи о полиритмической музыке

Нейробилоги отмечают, что сочетание ритмов может активизировать и расслаблять мозг человека. Этим объясняют влияние музыки шаманов на психику. Ритмические рисунки могут также стимулировать выделение дофамина и вызывать ощущение удовольствия, счастья.

Известным примером позитивного воздействия на мозг перекрёстных ритмов является практика разных движений руками или ногами. Например, человек выполняет разнонаправленные перемещения кистей, стоп, колен – махи, повороты. Вначале это кажется сложным. После, с практикой, нарабатывается способность двигать частями тела одновременно и по-разному. Психологи отмечают огромную пользу от выполнения подобных упражнений – общее успокоение, улучшение координации и моторики, налаживание мозгового кровоснабжения. Сами по себе разнонаправленные движения являются аналогом музыкальной полиритмии и этнической перкуссии.

С точки зрения философии и психологии совмещение ритмов символизирует эмоциональный стресс. Игра битов выражает сложное взаимодействие с миром и решение проблем.

Влияние африканской музыки на человека

На территории Африканского континента каждый народ или племя имели собственную музыку и свой исполнительский стиль. Термином «африканская» означают музыку народов, проживавших южнее Сахары. Их объединяет общность языка, музыкальных традиций и инструментов.

Ансамбли, исполняющие африканские полиритмы, состоят из барабанов, металлических пластин, ксилофонов, гонгов, а также трещёток, погремушек, колокольчиков. Их изготавливают из природных материалов – бамбука, высушенных плодов баобаба, тыквы, камушков, шкур животных, высушенных на солнце и натянутых на деревянные формы. Среди всех других инструментов самые важный в африканском исполнении – барабаны. Они определяют стиль и характер воздействия музыки на человека.

Виды барабанов:

  • простые барабаны без резонаторов – из высушенной шкуры животного, натянутой на колья
  • котлообразные – на основе деревянного кувшина, на который натянули шкуру
  • цилиндрические – шкура натянута с одной стороны, барабан часто подвешивают на шею. Разновидностью цилиндрических барабанов является форма «песочные часы».

Из поколения в поколение музыка африканских народов передавала традиции. Она подчиняла молодые поколения старым проверенным традициям. Приучала к строгим племенным канонам. Очень вероятно, что народная музыка зародилась в древний период истории.

Большая часть африканского звучания – это обрядовые танцы и песни. В музыке Африки – слоговое бессодержательное пение и камлание шаманов. Характерные названия говорят сами за себя – Танец духа, Тайный ритуал, Сон перерождения, Мир души или Шаманская песня, Саванна на рассвете.

Современная эзотерика использует африканские мотивы для медитаций. Наравне с индийскими напевами, африканская музыка позволяет глубоко погрузиться в мир собственных ощущений.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно