STUDIO
[linguise]

Интервалы в музыке

Интервалы в музыке

Понятие интервала было известно ещё древним грекам. Да, семантика этого слова уходит корнями именно в древность. Латинское intervallum означает расстояние. Слово используется невероятно широко, есть оно и в музыке. Интервалы в музыке подобны целому миру, который заслуживает самого пристального внимания и детального изучения. Что же это такое?

Что такое интервалы в музыке

Музыкальный interval определяет соотношение двух ступеней звукоряда. Он сообщает о расстоянии между ними. Их построение подчиняется математическим законам, а расстояние определяется точным количеством полутонов. Акустическая величина здесь измеряется в особых единицах, в центах. В зависимости от того, как берутся эти звуки (взять их можно либо одновременно, либо последовательно), интервалы бывают гармоническими и мелодическими.

В первом случае ноты берут одновременно, во втором — последовательно. Дальше — больше. Существует множество вариантов звучания двух нот, что зависит от расстояния между ними. Но всегда нижний звук — это его основание, а верхний звук называют вершиной. Полутон образует наименьший interval.

Для каждого интервала характерно особое звучание, одни легки и благозвучны, другие звучат напряжённо и мрачно, третьи буквально навевают грусть. Однако бывают интервалы, которые гораздо меньше полутона. Человеческий слух уловить такое звучание не может. Владея теорией, эти характеристики можно использовать при написании музыки.

Из всего разнообразия выделяют ряд основных интервалов, создающих основу этого важного направления.

Основные интервалы

Существует определённый ряд звуков, который обеспечивает разнообразие интервалов. Для обозначения самих интервалов были взяты латинские числительные.

Числительное сообщает только о количестве ступеней, но о качестве интервала говорят другие составляющие:

  • полутон — это самое короткое расстояние, то есть промежуток между соседними нотами хроматической гаммы;
  • тон — большая величина, образованная двумя короткими полутонами; так выглядит, например, мажорная секунда;
  • тритон — это особый interval, содержащий три тона: увеличенную кварту и уменьшенную квинту, звучат они всегда напряжённо.

Исключение из правила составляет совершенный унисон — прима, образованная двумя одинаковыми нотами, размер её всегда равен нулю. Важно, что одинаковое расстояние бывает присуще разным интервалам: четыре полутона составляют терцию от D до F♯, эти же четыре полутона образуют и уменьшенную кварту от D до G♭ и т. д.

Любой interval можно увеличить или уменьшить, для этого достаточно расширить или сгладить его на один или два полутона. Звучание его при этом станет совершенно другим. Некоторые из этих интервалов используют чаще, другие — значительно реже. Почему эти интервалы названы основными? Именно от них образуют все остальные интервалы.

Однако основными элементами музыка не ограничивается. Ведь между звуками бывают такие расстояния, которые значительно меньше тона или больше одной октавы. Не являясь основными, такие Intervals существенно расширяют возможности музыканта.

Интервалы в музыке таблица

Количество и качество

Любому интервалу присущи две важные характеристики — тоновая и ступеневая. Тоновая — характеристика качественная (quality), ступеневая — количественная (number). Но именно ступеневая даёт название интервалу и отвечает на вопрос «что это».

Тоновая же составляющая отвечает на вопрос «какой?» и характеризуется числом тонов и полутонов в конкретном интервале. В совокупности это определяет number and quality каждого интервала.

Вот пример того, как выглядят intervals, образованные от одного звука.

Сначала interval строится по ступеневой величине, потом по тоновой с добавлением знаков альтерации. Качественная сторона словно уточняет количественное определение: повышенный на полутон — увеличенный; пониженный на полутон — уменьшенный. Но при этом interval может быть дважды увеличенным или дважды уменьшенным, это происходит в том случае, когда увеличивают или уменьшают на целый тон.

Сокращённая запись

Intervals имеют свои буквенные обозначения, которые указывают их основные признаки:

  • «Р» — идеальный;
  • «M» — мажор;
  • «m» — минор;
  • «d» — уменьшенный;
  • «A» — увеличенный;
  • «Т» — тритон.

Например, Р8 обозначает октаву, в то время как Р1 — это унисон. Обычно его так и называют «унисон», игнорируя буквенное обозначение.ТТ — буквенное обозначение тритона, уменьшенного пятого или увеличенного четвёртого.

Для обозначения качества интервалов также используют сокращения:

  • perf — идеальный;
  • min — второстепенный;
  • maj — большой мажорный;
  • dim — уменьшенный;
  • aug — увеличенный.

Увеличенный или уменьшенный interval можно обозначить и простым сокращением — «ув» и «ум».

Инверсия

Инвертированный interval получается после переноса основы простого интервала на октаву вверх. Одновременно с этим новый интервал получает и другое название. Ярким примером инверсии служат унисон и октава. Аналогично можно проследить инверсию других интервалов: C-D, D-C и т. д. Если сложить номер любого инвертированного интервала и номер его инверсии, в результате получится число девять.

Классификация интервалов

Для классификации интервалов используют их главные и второстепенные особенности, а именно: количество ступеней, качественный состав, способ «взятия» и т. д. То есть признаков для классификации достаточно много, рассмотрим основные из них.

Мелодичные и гармонические

Если взять две ноты одновременно (гармонически), получится гармонический interval. Такая форма называется вертикальной. Читается гармонический interval снизу вверх. Если ноты брать последовательно, получится interval мелодический, то есть горизонтальный. Мелодическому интервалу свойственны два направления, восходящее и нисходящее.

Диатонический и хроматический

Интервалы, состоящие из диатонических, т. е. неизменных ступеней, называются диатоническими. Те же, в которых присутствуют альтерированные, изменённые ступени гаммы, называются хроматическими.

Согласный и диссонирующий

Это одна из важнейших особенностей интервалов. Консонанс — согласное звучание, напрямую зависящее от устойчивости звука, подтверждающее его стабильность. Диссонанс всегда вызывает напряжение, что объясняется его незавершённостью. Диссонанс создают неустойчивые intervals, требующие разрешения. Благодаря консонансам и диссонансам создают разные музыкальные стили.

Особенности каждого интервала были описаны ещё в период средневековья. Но эти описания опирались на современные той эпохе стили. Так, в 15 и 16 веках идеальными были приняты квинты и октавы, мажорные и минорные терции. Гармоничными были признаны и сексты. Все остальные intervals были отнесены к диссонирующим, включая и чистую кварту.

Как диссонирующая она была описана Йоханнесом Тинкторисом в 1573 году. С течением времени практика использования диссонансов изменилась. Теперь многие диссонансы вполне применимы в некоторых контекстах, хотя за основу по-прежнему берётся теория средних веков.

В 19 веке диссонансы были описаны физиком Германом фон Гельмгольцем. Он объяснял их особенность присутствием характерного биения и описал звучание гармонических звуков: чем меньше ударов в звучании, тем более созвучны звуки.

Как согласные Герман фон Гельмгольц классифицировал октаву, большую шестую, совершенную пятую и четвёртую, а также малую и большую третью. Все остальные intervals он отнёс к диссонирующим. Анализ проводился строго с вертикальными интервалами.

В 1997 году Дэвидом Коупом была принята ещё одна классификация, основанная на силе интервала.

Шаги и пропуски

В теории музыки при описании мелодических интервалов существует такое понятие, как шаги и пропуски. Шаг — расстояние между последовательно расположенными нотами, разрыв между звуками называется пропуском. Например:

  • секунда (малая или большая) — это шаг;
  • терция (большая или малая) — это пропуск.

То есть шаг — это узкий interval, в то время как пропуск — широкий, он всегда напоминает скачок. Мелодия, для которой более характерны шаги, называется ступенчатой и характеризуется мелодическим движением. Частые пропуски делают её прерывистой, скачкообразной.

Энгармонические интервалы

Подобно энгармоническим гаммам существуют и enharmonic intervals. Это одни и те же звуки, которые записаны по-разному. То есть качество и количество звуков полностью совпадает. Для слуха их звучание будет полностью одинаковым. Но написание отличается сильно. Это связано с энгармонизмом звуков, присущим им априори. Определяют энгармонизм по знакам альтерации в ключе.

Минутные интервалы

Существует ещё ряд интервалов, которые не учтены в хроматической шкале. Причина кроется в их размере, поэтому классифицируют такие интервалы как микротоны или запятые. Все они имеют своё личное название. Размер их измеряется в центах.

Цент — самая маленькая величина, которая составляет сотую долю полутона. Но именно он позволяет оценить различия между разными интервалами. Вот несколько примеров:

  • Синтоническая запятая равна 21,5 центам и представляет собой разницу между четырьмя идеальными квинтами и двумя октавами с мажорной третью.
  • Пифагорейская запятая равна 23,5 центам и представляет собой разницу между семью октавами и двенадцатью идеальными квинтами.
  • Разделительная запятая равна 27,3 центам и представляет собой разницу между 3-предельным «седьмым» или пифагорейским интервалом и «гармоническим седьмым».
  • Diesis равен 41,1 центам, его чаще используют, обозначая разницу между октавой и тремя мажорными третями, но его же можно использовать и для обозначения других небольших интервалов.
  • Diaschisma равен 19,6 центам, он обозначает разницу между идеальными квинтами с мажорными третями и тремя октавами.

Интервалы в аккордах

Аккорд — это созвучие из трёх и более звуков. Это всегда комбинация разных интервалов с одной общей нотой — корнем аккорда. Например:

  • трезвучие с интервальным составом 3 + 3, состоящий из трёх звуков;
  • септаккорд с интервальным составом 3 + 3 + 3, состоящий из четырёх звуков;
  • нонаккорд с интервальным составом 3 + 3 + 3 + 3, состоящий из пяти звуков.

Нижний звук аккорда называется основным тоном или примой, все последующие — это название последовательно образованных от него интервалов. От интервального состава зависит фоническая сторона звучания.

Размер интервалов

С помощью изменения высоты ступеней гаммы, любой диапазон диатонического интервала можно увеличить или уменьшить. Исключение здесь составляет только чистая прима, поскольку её уменьшить нельзя. В результате изменения интервального диапазона получаются хроматические intervals, в которых присутствуют альтерированные ступени. Изменение этих величин сильно отражается на звучании мелодии.

Увеличенные интервалы (extended intervals) обычно получают из чистых и больших форм, а вот уменьшенные (reduced) наоборот — из чистых и малых. От изменения величины на два хроматических полутона могут получиться дважды увеличенные или дважды уменьшенные intervals. Чаще всего встречаются двойные увеличенные кварты и квинты.

Корень интервала

Основанием любому интервалу служит его нижняя нота. Тем не менее американский композитор Дэвид Коуп и немецкий композитор Хиндемит выдвинули особую концепцию корня интервала и предложили метод его вычисления:

  • по их утверждению, у диатонических интервалов с нечётным номером корнем будет нижняя нота, то есть он будет совпадать с основанием интервала;
  • у диатонических интервалов с чётным номером корнем будет верхняя нота, то есть его вершина интервала.

Корнем же совокупности интервалов будет корень самого сильного интервала в ряду, то есть тоника. Примером здесь может служить сильный тонический аккорд, завершающий композицию.

Интервальные циклы

Это понятие напрямую связано с высотой звучания. Интервальный цикл начинается со звука определённой высоты, поднятого на конкретный интервал, когда после многократного повторения interval достигнет первоначальной высоты. Простыми словами — это развёрнутая серия одного интервала, который возвращается к первоначальному звучанию.

Обозначение интервального цикла с помощью латинской литеры «С» было введено Джорджем Перлом. Цифра рядом с литерой указывает на количество тонов в цикле: С1, С2, С3 и т. д. У каждого цикла свой темперамент. Для создания одного цикла требуется как минимум три звука.

Ещё одной особенностью интервальных циклов является симметричность. Интервальные циклы — важная единица в музыке. Каждый из них имеет особую тональную окраску, что использовали в своих произведениях композиторы романтики. Важны интервальные циклы и в джазе. Они бывают восходящими и нисходящими, а между собой циклы связаны инверсией, так как дополняют друг друга.

Интервалы основного тона

В пределах 12 полутонов можно построить множество интервалов. Многообразие определяется не только расстоянием между звуками, но и направлением звука вверх или вниз — восходящие и нисходящие intervals. На основе множества диатонических интервалов можно создать новое множество интервалов хроматических.

Строение каждого из них подчиняется общему принципу и характеризуется шириной, расстоянием между ступенями, количеством тонов и полутонов. Также они классифицируются как упорядоченные и неупорядоченные. В первом случае важен выбор точки отсчёта, то есть выбор основания интервала.

Общие и специальные

В музыкальной теории intervals делятся на два множества — общие и специальные. Общие измеряются ступенями, а специальные (или специфические) измеряются количеством полутонов. Здесь важен учёт первой позиции в специальных интервалах, в общих эта позиция не учитывается, поэтому их размер будет на единицу меньше, чем у специальных интервалов.

Интервалы на гитаре

Два любых звука, сыгранных на гитаре, создают interval. Расположение на грифе, высота и звучание при этом могут быть совершенно разными. Если на гитаре взять одновременно две открытые струны, например, четвёртую и пятую, то получится консонирующий звук — кварта.

Аналогично её можно построить и на других струнах, настройка инструмента это позволяет. То есть выучив определённый ряд интервалов, их можно переносить на другие лады или брать один и тот же, но разными способами. Ниже приведём самый простой способ расположения интервалов на грифе. Основание берём на пятой струне, зажимая её на пятом ладу:

Intervals in music

Понятие интервала было известно ещё древним грекам. Да, семантика этого слова уходит корнями именно в древность. Латинское intervallum означает расстояние. Слово используется невероятно широко, есть оно и в музыке. Интервалы в музыке подобны целому миру, который заслуживает самого пристального внимания и детального изучения. Что же это такое?

Что такое интервалы в музыке

Музыкальный interval определяет соотношение двух ступеней звукоряда. Именно двух:

  • до — ре;
  • ми — фа;
  • ре — ля и т. д.

Он сообщает о расстоянии между ними. Их построение подчиняется математическим законам, а расстояние определяется точным количеством полутонов. Акустическая величина здесь измеряется в особых единицах, в центах. В зависимости от того, как берутся эти звуки (взять их можно либо одновременно, либо последовательно), интервалы бывают гармоническими и мелодическими.

В первом случае ноты берут одновременно, во втором — последовательно. Дальше — больше. Существует множество вариантов звучания двух нот, что зависит от расстояния между ними. Но всегда нижний звук — это его основание, а верхний звук называют вершиной. Полутон образует наименьший interval.

Для каждого интервала характерно особое звучание, одни легки и благозвучны, другие звучат напряжённо и мрачно, третьи буквально навевают грусть. Однако бывают интервалы, которые гораздо меньше полутона. Человеческий слух уловить такое звучание не может. Владея теорией, эти характеристики можно использовать при написании музыки.

Из всего разнообразия выделяют ряд основных интервалов, создающих основу этого важного направления.

Основные интервалы

Латинское числительное сообщает только о количестве ступеней, но о качестве интервала говорят другие составляющие:

  • полутон — это самое короткое расстояние, то есть промежуток между соседними нотами хроматической гаммы;
  • тон — большая величина, образованная двумя короткими полутонами; так выглядит, например, мажорная секунда;
  • тритон — это особый interval, содержащий три тона: увеличенную кварту и уменьшенную квинту, звучат они всегда напряжённо.

Исключение из правила составляет совершенный унисон — прима, образованная двумя одинаковыми нотами, размер её всегда равен нулю. Важно, что одинаковое расстояние бывает присуще разным интервалам: четыре полутона составляют терцию от D до F♯, эти же четыре полутона образуют и уменьшенную кварту от D до G♭ и т. д.

Любой interval можно увеличить или уменьшить, для этого достаточно расширить или сгладить его на один или два полутона. Звучание его при этом станет совершенно другим. Некоторые из этих интервалов используют чаще, другие — значительно реже. Почему эти интервалы названы основными? Именно от них образуют все остальные интервалы.

Однако основными элементами музыка не ограничивается. Ведь между звуками бывают такие расстояния, которые значительно меньше тона или больше одной октавы. Не являясь основными, такие Intervals существенно расширяют возможности музыканта.

Сокращённая запись

Intervals имеют свои буквенные обозначения, которые указывают их основные признаки:

  • «Р» — идеальный;
  • «M» — мажор;
  • «m» — минор;
  • «d» — уменьшенный;
  • «A» — увеличенный;
  • «Т» — тритон.

Например, Р8 обозначает октаву, в то время как Р1 — это унисон. Обычно его так и называют «унисон», игнорируя буквенное обозначение.ТТ — буквенное обозначение тритона, уменьшенного пятого или увеличенного четвёртого.

Для обозначения качества интервалов также используют сокращения:

  • perf — идеальный;
  • min — второстепенный;
  • maj — большой мажорный;
  • dim — уменьшенный;
  • aug — увеличенный.

Увеличенный или уменьшенный interval можно обозначить и простым сокращением — «ув» и «ум».

Инверсия

Инвертированный interval получается после переноса основы простого интервала на октаву вверх. Одновременно с этим новый интервал получает и другое название. Ярким примером инверсии служат унисон и октава. Аналогично можно проследить инверсию других интервалов: C-D, D-C и т. д. Если сложить номер любого инвертированного интервала и номер его инверсии, в результате получится число девять.

Классификация интервалов

Для классификации интервалов используют их главные и второстепенные особенности, а именно: количество ступеней, качественный состав, способ «взятия» и т. д. То есть признаков для классификации достаточно много, рассмотрим основные из них.

Мелодичные и гармонические

Если взять две ноты одновременно (гармонически), получится гармонический interval. Такая форма называется вертикальной. Читается гармонический interval снизу вверх. Если ноты брать последовательно, получится interval мелодический, то есть горизонтальный. Мелодическому интервалу свойственны два направления, восходящее и нисходящее.

Диатонический и хроматический

Интервалы, состоящие из диатонических, т. е. неизменных ступеней, называются диатоническими. Те же, в которых присутствуют альтерированные, изменённые ступени гаммы, называются хроматическими.

Устойчивый и неустойчивый

В музыке существует понятие ладового тяготения, которое объясняется наличием устойчивых и неустойчивых ступеней. Неустойчивые (unstable) всегда тянутся к устойчивым (steady). Музыкальные intervals, построенные из звуков тонического трезвучия, относятся к устойчивым.

Ниже приведены варианты неустойчивости:

  • когда один звук устойчивый, а второй неустойчивый, стремящийся к разрешению;
  • оба звука являются неустойчивыми и тянутся к разрешению;
  • особое разрешение секунд и септим, нижний звук здесь всегда диссонирует (даже устойчивый), при разрешении, например, секунды его необходимо понизить на одну ступень, а затем разрешить в соответствии с существующими правилами;
  • в септиме даже неустойчивый верхний звук диссонирует, его также следует понизить на одну ступень и разрешить в соответствии с правилами.

Согласный и диссонирующий

Это одна из важнейших особенностей интервалов. Консонанс — согласное звучание, напрямую зависящее от устойчивости звука, подтверждающее его стабильность. Диссонанс всегда вызывает напряжение, что объясняется его незавершённостью. Диссонанс создают неустойчивые intervals, требующие разрешения. Благодаря консонансам и диссонансам создают разные музыкальные стили.

Особенности каждого интервала были описаны ещё в период средневековья. Но эти описания опирались на современные той эпохе стили. Так, в 15 и 16 веках идеальными были приняты квинты и октавы, мажорные и минорные терции. Гармоничными были признаны и сексты. Все остальные intervals были отнесены к диссонирующим, включая и чистую кварту.

Как диссонирующая она была описана Йоханнесом Тинкторисом в 1573 году. С течением времени практика использования диссонансов изменилась. Теперь многие диссонансы вполне применимы в некоторых контекстах, хотя за основу по-прежнему берётся теория средних веков.

В 19 веке диссонансы были описаны физиком Германом фон Гельмгольцем. Он объяснял их особенность присутствием характерного биения и описал звучание гармонических звуков: чем меньше ударов в звучании, тем более созвучны звуки.

Как согласные Герман фон Гельмгольц классифицировал октаву, большую шестую, совершенную пятую и четвёртую, а также малую и большую третью. Все остальные intervals он отнёс к диссонирующим. Анализ проводился строго с вертикальными интервалами.

В 1997 году Дэвидом Коупом была принята ещё одна классификация, основанная на силе интервала.

Как использовать музыкальные интервалы

Интервалы в музыке напоминают кирпичики здания. Однако функций у них больше, чем у строительного материала. Например, определение тональности или построение аккордов. Они помогают менять настроение мелодии, её звучание — мажорное или минорное.

Каждое музыкальное направление тяготеет к своим интервалам. Например, рок, в основу которого всегда закладывается квинта. Именно она задаёт настроение и создаёт текстуру. Динамичность композиции придаст комбинация квинты с другими интервалами.

Октава значительно уплотняет звучание и даёт место соло. Выстраивая партии разных инструментов и вокала, отталкиваясь от интервалов внутри тональности, можно обогатить мелодию, и существенно. Так звучат параллельно две партии в терцию. Большее количество партий добавит красок в музыкальную палитру.

Диссонирующие звуки, которые редко использовались раньше, теперь играют значительную роль. Они помогают создавать нестандартные композиции, адекватно воспринимающиеся на слух.

При этом использовать можно каждый элемент теории, то есть все существующие возможности интервалов. Например, если зашли в тупик, и мелодия не движется дальше, можно использовать их обращения, которые меняют настроение всей композиции или её отдельного фрагмента.

Обращение

Обращение априори означает какой-то поворот. Обращением интервалов называют перенос на определённую высоту нижнего звука. Перенести его можно на октаву вверх или наоборот на октаву вниз. В результате такого переноса получается уже другой interval, образующий при соединении с первым октаву. При этом чистые интервалы также остаются чистыми, малые становятся большими, большие превращаются в малые, увеличенные становятся уменьшенными, а уменьшенные — увеличенными. Консонанс всегда обращается в консонанс, а диссонанс в диссонанс.

Как научиться слышать интервалы

Знания теории недостаточно. Очень важно изучить расположение интервалов, но помимо это их необходимо научиться слышать. Так легче работать не только над своей композицией, это умение поможет разобраться и в чужой музыке. Недооценивать этот навык нельзя, ведь параллельно он развивает слух.

Чтобы научиться слышать intervals, начните с малого: возьмите всего один interval и сыграйте его. Прислушайтесь к его настроению, уловите гармонию, сочетание звуков, и в целом запомните его. Запомнив, переходите к следующему. Так у вас появится целый ряд знакомых интервалов. Запишите их на диктофон или скачайте любой подходящий секвенсор, тот же Fruity Loops.

Постройте эти интервалы в программе и угадывайте их звучание на слух. Отвернитесь в этот момент от монитора. Постепенно вы легко научитесь отличать секунду от терции, кварты, квинты и т. д. При обучении полезно пользоваться алгоритмом:

  • записать;
  • сыграть;
  • прослушать;
  • услышать, то есть определить на слух.

Повторяйте упражнения ежедневно, тогда результат обязательно будет.

Заключение

Интервалы в музыке — это целый мир, законы которого могут не только удивлять, но и вдохновлять. Благодаря им звук приобретает множество оттенков, почему изучение темы не только повышает музыкальную грамотность, но и даёт в руки хороший инструмент. Владеющий теорией способен легко манипулировать этими яркими «кирпичиками», создавая свой собственный стиль. Мир музыкальных интервалов поистине бесконечен. Сколько бы ни было написано произведений великими (и не очень великими) композиторами, мир музыки неисчерпаем, как неисчерпаем океан.

Автор

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно