ru EN

Домашняя студия

Домашняя студия

Когда ты начинаешь более-менее плотно заниматься музыкой, задумываешься о том, чтобы записываться прямо у себя в квартире. Домашняя студия в том или ином виде есть у любого музыканта: кто-то записывает гитару через DI, кто-то набрасывает демки, кто-то делает биты. Для этого совсем не обязательно идти на коммерческую студию.

Сегодня в домашних условиях записывают даже полноценные песни, которые затем становятся хитами и получают «Грэмми». Если вам нужно записать живые барабаны, рояль или струнный оркестр, без большого тон-зала не обойтись. С массой других задач домашняя студия прекрасно справится. К тому же этот формат дает массу преимуществ.

  • Вы не тратите деньги на студийные сессии;
  • Можете в любой момент записать партию, которую сочинили;
  • Вам не нужно никуда ехать, все принадлежности находятся под рукой;
  • Не нужно ни с кем договариваться и резервировать время;
  • Дома всегда комфортная, спокойная, привычная атмосфера;
  • Оборудование для домашней студии вы выбираете сами. Не зависите от чьих-то вкусов, покупаете только самое необходимое;
  • Можно бесконечно прокачивать навыки звукозаписи, редактирования, аранжировки, сведения и мастеринга.

Минусы связаны только с оборудованием и помещением. На дорогих студиях в наше распоряжение предоставляют кучу железных приборов, огромный парк микрофонов, барабаны и комбоусилители, крутые мониторы… Но нужно ли нам все это? Возможно, для ваших задач хватит и одного процента всей этой аппаратуры.

При обустройстве домашней студии стоит опасаться синдрома коллекционера оборудования. Небольшой бюджет – это даже плюс. Ограничение по аппаратуре помогает максимально развить навыки. Если у вас будет один плагин, вы выжмете из него все соки, досконально изучите все функции, найдете много способов, как обойтись только этим прибором.

Помещение вызывает больше вопросов. Во многих случаях домашняя студия – это недовольные соседи и родственники, проблемы с уличным шумом, плохая акустика. Оборудованию и акустическому оформлению комнаты и будет посвящена основная часть статьи.

Оцениваем свои возможности

При выборе помещения мы в первую очередь обращаем внимание на его акустические свойства (но не забываем также о визуальной стороне и комфорте домашней студии). Чем больше комната, тем лучше. Особенно это касается высоты потолков.

Наши главные враги – отражения от стен и резонансы (стоячие волны). С отражениями мы справимся с помощью разных поглощателей и рассеивателей. А вот от резонансов никуда не денешься. Что это такое? В одной точке вашей домашней студии усиливаются одни частоты и проваливаются другие. В другой точке то же самое, но уже с другими частотами. И такие скачки по всей комнате. Мы слышим влияние стоячих волн и не можем правильно настроить микс, записать инструмент, подобрать звук.

Чем больше помещение, тем сильнее сглаживаются эти перепады. Так что, если есть возможность выбирать, располагайте домашнюю студию в самой большой комнате. Но форма тоже важна. Маленькая квадратная комната с ровными стенами и низким потолком – самый плохой вариант. Здесь мы будем ловить сильные резонансы, порхающее эхо, скопление низких частот и быстрые ранние отражения. Соответственно, наилучший вариант для домашней студии следующий.

  • Высокие потолки;
  • Далеко разнесенные стены;
  • Неровные поверхности;
  • Прямоугольная форма;
  • Отсутствие параллельных плоскостей.

При этом желательно, чтобы комната располагалась внутри, подальше от уличных шумов и соседей сбоку. Тогда и вам никто не будет мешать, и вы никому не помешаете. Иногда спасает звукоизоляция, но это не такое уж простое и дешевое решение, как может показаться. Не для всякой домашней студии оно подойдет.

Выбираем оборудование

В некоторых случаях комната вообще не имеет значения. Например, если у вас есть дорогие мониторные наушники и вы не собираетесь пользоваться студийными мониторами. От задач зависит и комплектация домашней студии. Для сведения миди-клавиатура не обязательна, а вот для битмейкинга очень пригодится. Для поканальной записи достаточно одного-двух входов на аудиоинтерфейсе, а для многоканальной нужно больше. Разберемся по порядку.

Компьютер. Особых предписаний по конфигурации нет. Чем мощнее, тем лучше. При этом можно вообще не тратить деньги. Для домашней студии подойдет и ваш игровой ноутбук, и семейный стационарный компьютер. Быстрый процессор позволяет вешать много плагинов и не испытывать тормозов. Большое количество оперативной памяти также сделает работу более комфортной.

Будет неплохо установить хотя бы небольшой SSD-диск. Перенесите на него самые востребованные программы, систему, семплеры с большими библиотеками, активные проекты. И все это начнет в разы быстрее загружаться. Для профессиональной домашней студии важна скорость и стабильность. А архивные проекты, установочные файлы и семплы, которыми вы пользуетесь нечасто, могут храниться на HDD.

Мощные вентиляторы на многих системных блоках сильно шумят. Громкий аппарат трудно спрятать на домашней студии. Так что ноутбук в этом плане выигрывает. Еще одно его преимущество – мобильность. Компактную студию легко взять с собой в командировку или путешествие. Двухканальная звуковая карта, ноутбук, хорошие наушники, миниатюрная миди-клавиатура – это уже серьезный продакшен-комплект. И все это оснащение домашней студии легко взять с собой куда угодно.

Секвенсор. Это основное программное обеспечение, рабочая среда, в которой вы и осуществляете звукозапись, аранжировку, сведение. Она тоже может достаться бесплатно. Некоторые программы идут в комплекте со звуковыми картами, некоторые стоят символических денег, у некоторых оплачивается только премиум-версия.

Чтобы пользоваться онлайн-секвенсором Amped Studio не нужна даже домашняя студия. Он запускается через интернет-браузер любого компьютера или ноутбука. Также, специально для Chromebook разработано PWA-приложение. Это дает возможность заниматься музыкой в дороге или в любом месте, где есть доступ к интернету.

Amped Studio позволяет записывать живые инструменты и вокал, делать биты и аранжировки, редактировать и обрабатывать дорожки. Во всем, чем вы можете заняться на домашней студии, эта программа поможет. У нее довольно простой интерфейс, и это качество на первых порах очень пригождается. С функционалом разберется даже новичок.

Плагины. Практически к каждому секвенсору прилагается свой набор эффектов. Тот же Amped Studio включает в себя дилей, ревербератор, дисторшен, компрессор, хорус и другие виртуальные приборы. Если домашняя студия предназначена для сведения, продакшена и аранжировки, эти обработки обязательно понадобятся.

Другой вид плагинов – виртуальные инструменты. Amped Studio дает несколько семплеров, несколько синтезаторов и драм-машину. Также к этому секвенсору можно подключить VST-плагины со своего компьютера. Если вы хотите расширить домашнюю студию, докупите сторонние эффекты и инструменты в рамках Premium-пакета.

Но здесь тоже нужно быть осторожным. Лучше приобретать по одному плагину и подробно разбирать каждый. Так вы не потратите лишних денег и максимально разовьете свои звукорежиссерские навыки. Если укомплектовать домашнюю студию сразу большой коллекцией, есть риск, что приборы будут отрабатывать свои функции только частично. Вам просто надоест их изучать.

Звуковая карта. Данный девайс нужен для того, чтобы качественно записывать и качественно воспроизводить звук. На это здесь работают специальные преобразователи. Также у некоторых интерфейсов есть миди-порты для подключения миди-клавиатуры и цифровые каналы типа ADAT или S/PDIF.

Для звукозаписывающей домашней студии имеет значение количество входов. К примеру, устройство с одним инструментальным и одним микрофонным входом позволяет одновременно записать гитару, вокал и миди-партию. На этом возможности такой карты заканчиваются. Если вам понадобится многодорожечная запись с четырех и более каналов, нужно брать аппарат покруче.

Что касается выходов, то даже на домашней студии желательно иметь несколько мониторных линий. Для одной пары мониторов хватит двух выходов. Чтобы воткнуть еще одну и быстро на нее переключаться, понадобится еще два выхода. И конечно, не стоит забывать о выходе для наушников.

Мониторинг. Акустические мониторные системы дают более честный звук, чем бытовые колонки. Но и те, и другие взаимодействуют с помещением, которое вносит свои искажения. Поэтому, чтобы работать на мониторах, домашнюю студию нужно заглушить (об этом дальше). Продаются и специальные корректирующие приборы, которые помогают подстроить акустическую систему под комнату.

Обычно проблемы возникают с нижней частью спектра и с нижней серединой, потому что волны на этих частотах наиболее длинные, им не хватает места развернуться. Как ни странно, в условиях домашней студии вас выручат наушники. Их конструкция дает достаточно баса, который идет прямо в уши, не взаимодействуя с комнатой. Для записи рекомендуется использовать закрытые наушники: чтобы клик и фонограмма из них не попадали в микрофон. Для сведения обычно рекомендуют использовать открытые наушники.

Если мониторы могут стоить достаточно дорого, то найти обычные колонки для домашней студии не будет проблемой. А они очень пригодятся. Подходя к завершающей стадии сведения, звукорежиссер обязательно проверяет микс на бытовых колонках. Вообще, чем больше у вас есть контрольных линий, тем лучше.

Инструменты. У каждого музыканта на домашней студии есть свой индивидуальный комплект: электрические и акустические гитары, бас-гитары, комбоусилители, электронные барабаны, клавишные и т.д. Продюсеру или аранжировщику, который не играет на живых инструментах, обязательно пригодится миди-клавиатура.

Для записи голоса, акустической гитары, звука с комбика вам понадобятся микрофоны. Первое время для домашней студии хватит и одного широкомембранного конденсаторного микрофона. Если нет возможности избавиться от шумов и отражений, можно выбрать и динамическую кардиоидную модель. Ее капсюль захватывает звук только в одном направлении, отсекая все лишнее. Но в таком случае, скорее всего, придется хорошо поработать с эквализацией.

Технические приспособления. Домашней студии не нужны рэковые стойки, контроллеры мониторинга и разветвленная коммутация. Но без минимального набора проводов не обойтись. Для подключения мониторов понадобятся два кабеля XLR-TRS (или другие, это зависит от моделей мониторов и аудиоинтерфейса). Микрофон подсоединяется кабелем XLR (male-female).

Комфортное рабочее место для домашней студии также важно. Небольшого простенького стола будет достаточно, а вот стул лучше взять более дорогой и удобный. Мониторы лучше поставить на виброизоляционные стойки. Можно купить или собрать высокие напольные стойки. Компактные мониторы в небольшой комнате можно разместить прямо на столе, используя специальные подставки.

Микрофонная стойка в домашней студии может мешаться и занимать много места, но поверьте, она сделает запись намного более удобной. А во многих случаях без нее просто не обойтись. Что же касается поп-фильтра, то его важность несколько переоценена. Во-первых, он все равно пропускает щелчки и громкие взрывные звуки. Во-вторых, чтобы обеспечить наилучшее качество, рекомендуется удалять ненужные призвуки вручную на этапе редактирования. В-третьих, тканевый поп-фильтр делает вокал слегка приглушенным, а металлический – звенящим.

Разбираемся с акустикой помещения

Давайте разграничивать звукоизоляцию домашней студии и ее акустическое оформление. Иногда они дополняют друг друга, иногда вступают в конфликт. Цель звукоизоляции – не дать звуку выйти из помещения. Цель акустического оформления – наоборот, избавиться от лишних отражений.

Если у нас много свободного места, можно собрать многослойные стены на виброподвесах, заполнить их минеральной ватой, сделать плавающий пол и подвесной потолок. Но такая отделка дорого обойдется и съест много места. Для квартиры это решение вряд ли подходит. Поэтому домашнюю студию остается только глушить.

Глушение даст немного звукоизоляции и избавит нас от отражений. Мы должны слышать только прямой сигнал из мониторов. На дорогих студиях отражения есть, но они затухают на всех частотах одновременно, получается ровный, честный звук. В маленькой комнате и со скромным бюджетом такого не добиться. Поэтому домашнюю студию рекомендуют максимально глушить. Но не намертво, чтобы тишина не давила на уши. Иначе будет некомфортно даже просто находиться в комнате. Что здесь поможет?

  • Акустические панели из минеральной ваты, ткани и деревянных реек;
  • Поролоновые поглощатели высоких частот;
  • Басовые ловушки;
  • Тяжелые шторы-портьеры;
  • Мягкие диваны и полки с книгами;
  • Подушки, матрасы, пледы, одеяла;
  • Ковры;
  • Разного рода рассеиватели.

Наиболее удобная конструкция для домашней студии – панели из минеральной ваты. Они съедают и верхние, и средние частоты, и нижнюю середину, особенно если расположить их на небольшом расстоянии от стен. Поролоновые панели слишком разрекламированы, но на деле это не самое лучшее решение. Они способны поглощать только верхние частоты. Если обклеить ими всю домашнюю студию (как многие делают), мы получим глухой звук с неконтролируемыми средними и низкими частотами.

Чтобы еще улучшить акустическую картину, найдите оптимальные точки для мониторов. Просто двигайте по комнате и слушайте, где они четче, яснее, лучше звучат. Но здесь сильно не разгуляешься, потому что существует несколько строгих правил.

  • Один монитор, второй монитор и голова слушателя должны стать углами равностороннего треугольника. Тогда вы получите правильную стереокартину;
  • Твитеры должны располагаться на уровне ушей;
  • Расстояние от мониторов до боковых стен вашей домашней студии должно быть одинаковым с обеих сторон. В противном случае отражения будут доходить до вас с разным временем.

А вот для установки микрофона можно выбрать абсолютно любое место, которое нравится по звуку. Чтобы его найти, нужно походить по комнате. При этом пойте, говорите, хлопайте в ладоши, включайте музыку на портативной колонке – и слушайте. Популярная в домашних студиях штука – скругленный экран-поглощатель, который крепится к микрофонной стойке.

Расписываем обустройство по шагам и прикидываем стоимость

  1. Определяем задачи и выбираем комнату. Чем просторнее и дальше от соседей, тем лучше. Хотим записывать живые барабаны – ищем дополнительное отдельное помещение. Хотим заниматься коммерческой записью – также лучше найти отдельное помещение. А вот для записи собственного вокала, создания электронной музыки, написания битов, продакшена, аранжировки, сведения можно использовать в качестве домашней студии даже спальню.
  2. Покупаем оборудование. Цены на музыкальную аппаратуру сильно варьируются. Иногда это позволяет хорошо сэкономить. В каких-то случаях предпочтительно совсем не тратить деньги, а воспользоваться бесплатными решениями. Помните, что для домашней студии даже лучше начинать с малого.
    • Компьютер – от 500 до 20000 долларов. Можно пользоваться тем аппаратом, который у вас есть в данный момент;
    • Звуковая карта – от 100 до 3000 долларов. Если вам не требуется многоканальная запись, то возьмите устройство с одним-двумя входами. Достойный интерфейс можно купить за 150-200 долларов;
    • Секвенсор – от 0 до 500 долларов. Обратите внимание на бесплатные программы. Посмотрите тарифы Amped Studio;
    • Плагины – от нуля до бесконечности. На первых порах лучше пользоваться теми, что идут в комплекте с секвенсором;
    • Мониторы – от 200 до 12000 долларов. Акустическая система высочайшего класса для домашней студии не нужна. Берите то, на что хватает денег. Если вообще нет денег на мониторы, пользуйтесь пока наушниками;
    • Наушники – от 100 до 2000 долларов. За 500 долларов можно приобрести отличные наушники. По сравнению с мониторами это совсем недорого;
    • Миди-клавиатура – от 50 до 7000 долларов. Для сведения и записи живых инструментов этот девайс не требуется, хотя может пригодиться. Но если вы оборудуете домашнюю студию, чтобы заниматься электронной музыкой, битмейкингом, аранжировкой и продакшеном, то миди-клавиатура облегчит вам работу;
    • Микрофон – от 50 до 11000 долларов. Telefunken за 10000 нам тоже ни к чему. Достаточно одного динамического микрофона за 150 долларов и одного конденсаторного за 500.

Также не забывайте о коммутации. Минимальный комплект: два шнура для мониторов и один для микрофона. Плюс заложите какой-то запас на стойки, сетевые фильтры и мебель.

  1. Делаем предварительное акустическое оформление. Сложно назвать сумму, которая уйдет на акустику домашней студии. Потому что, к примеру, акустические панели можно смастерить самостоятельно, заказать или купить готовые. Можно пользоваться и бесплатными подручными средствами.
    Если в комнате стоит большой мягкий диван, он уже хорошо приглушит отражения. А самодельными панелями обычно закрывают углы и голые стены домашних студий. Но не стоит их вешать сплошняком. К примеру, на стену 2,5×4 м достаточно повесить 4 панели размером 0,5×1 м, оставив между ними одинаковое расстояние. Будет отлично, если парочку поглощателей вы разместите над рабочим столом.
  2. Расставляем мониторы. Поищем хороший угол (при этом нужно помнить о равностороннем треугольнике). Если мониторы дают слишком много баса, отодвинем их от задней стены. В пространстве домашней студии динамики могут попасть в узлы стоячих волн. Если они дают очевидно кривую АЧХ, двигайте их вперед-назад и вверх-вниз. Следом подберем на слух оптимальную по ширине стереокартину, сближая мониторы или двигая их дальше друг от друга. Не забывайте про равносторонний треугольник и двигайте также рабочий стул.
  3. Скорректируем акустическое оформление под мониторы. Чтобы придать комнате оптимальные звукопоглощающие свойства, включите музыку, а затем заносите и выносите звукопоглощающие предметы. Сравнивайте звучание и подбирайте комфортный для себя вариант.
    В идеале в домашней студии не должно быть слышно отражений, музыка должна детально прослушиваться, а вы должны улавливать, в каких примерно частотах играет каждый инструмент, как он окрашен, скомпрессирован и т.д. Но если тишина давит на уши, ослабьте поглощение. В мертвой комнате будет некомфортно работать.

Напоследок самый важный совет. Не ждите, когда появятся деньги на лучшее оборудование. Начните собирать домашнюю студию прямо сейчас. Оборудование со временем накопится. Такой подход принесет много пользы в практическом плане. Чем меньше у вас удобств, плагинов, оборудования, тем лучше прокачиваются ваши навыки. Ведь вы не учитесь осваивать разные плагины и переключать мониторы, а тренируете свои умения. Главное оборудование – ваши уши.

Домашняя студия дает огромные возможности в написании музыки и прилично снижает финансовые затраты на продакшен. На это также работают бесплатные программы и плагины. Например, такое ПО, как Amped Studio, позволяет с нуля достичь высот в музыкальном творчестве и при этом практически не вкладываться финансово.

Бесплатная регистрация

Зарегистрируйтесь бесплатно и получите один проект бесплатно